«Распознать все»: досье на окружающий мир по картинке

Благодаря современным технологиям, с помощью Интернета пользователь может получить практически любую интересующую его информацию по всевозможным темам.

За эти годы мы привыкли «добывать» нужные нам данные из всемирной сети, сидя перед компьютером, но благодаря беспроводным технологиям эти привычки меняются. Сейчас почти все необходимое об окружающем мире можно узнать «на ходу», и для этого уже даже нет надобности вводить текстовой запрос — достаточно одного фото объекта, о котором хочется узнать побольше, или специального кода, расположенного рядом.

Темой данного обзора, на который Popsop вдохновила февральская статья TrendWatching под названием «Укажи-Узнай-Купи» (Point-Know-Buy), стала новая тенденция, которой пророчат невероятный подъем в этом году — получение дополнительной информации об объекте на основе визуальных образов, сканируемых при помощи телефона.

Фото: www.trendwatching.com

Суть такова: чтобы узнать о том или ином предмете больше, нужно просто навести него свой смартфон, сфотографировать и отправить снимок в центр обработки или же считать специальный код, в котором зашифрована информация — пара мгновений (обычно) и краткое «досье» перед вами. По сути, это воплощение детской мечты: указать на что-то интересное пальцем (в данном случае — смартфоном) и буквально сразу же узнать, что это, откуда, как им пользоваться, где взять и так далее. Приложения, которые помогают реализовать эту задачу, также расскажут, как использовать предмет, как перерабатывать упаковку, каков состав продукта и прочее. Был бы вопрос, а ответ найдется.

На данном этапе для того, чтобы воспользоваться такими возможностями, необходимо установить на своем телефоне соответствующее приложение для распознавания специальных кодов или определения маркеров, но в перспективе все это должно быть интегрировано в мобильные устройства — именно этого хочет пользователь. Сейчас можно выделить основные технологические подходы, которые помогают идентифицировать предмет на расстоянии при помощи смартфона — их четыре, и они расположены ниже:

1.    QR-коды. Эти квадратики со странными узорами достаточно распространены, особенно в рекламе, но в ближайшем будущем их, скорее всего, заменят более «компактные», невидимые маркеры.

2.    Дополненная реальность (AR). Она наполняет реальное пространство новыми элементами, что может быть очень удобно для получения дополнительной информации о товаре или любой другой вещи. TrendWatching пишет: «Сегодня большинство AR-приложений (таких, как Wikitude) полагаются на GPS в телефоне и компасные сенсоры, чтобы “угадать”, на что смотрит пользователь, но появляются новые и более мощные AR-технологии визуального поиска».

3.    «Тегирование». Люди часто развешивают ментальные ярлыки (и у этого далеко не всегда негативный подтекст), это вполне привычное и понятное дело для каждого из нас, иначе было бы сложно ориентироваться в мире, мозгу нужны «отправные точки». Так же действуют и современные опознавательные технологии. Они «цепляются» за определенные маркеры и определяют, что это за продукт.

4.    Визуальный поиск. Это будущее «point-know». Благодаря улучшенной системе распознавания картинок, можно будет получить информацию практически о любом объекте, просто зафиксировав его изображение на смартфоне. «Поэтому, наведете вы камеру телефона на настоящую Эйфелеву башню или на открытку с ее изображением — результат будет одинаковым», — пишет TrendWatching.

Сегодня существует огромное количество приложений, которые позволяют получать дополнительную информацию об объекте путем наведения на него телефона. Практически невозможно перечислить их все, но о некоторых, наиболее интересных, мы все-таки расскажем — скорее всего, в будущем они либо будут усовершенствованы, либо вдохновят разработчиков на создание новых более продвинутых приложений (то есть, так или иначе, оставят свой след  в истории «point-know»). Можно разделить эти приложения по целям использования на два вида:

1.    Наведи смартфон, чтобы узнать

Первый логичный вопрос, который мы задаем, когда видим незнакомый нам объект — «Что это?». Сегодня с помощью смартфонов мы можем идентифицировать практически все, что находится вокруг нас — от деревьев по их листьям, видов птиц по голосам и созвездий по отдельным звездам (в этом помогают приложения Leafsnap, WeBIRD и Starwalk соответственно) до надписей на знаках и даже человеческих лиц и песен. К примеру, на территории аэропорта Скипхол (Амстердам) и аэропорта имени Шарля де Голля (Париж) китайские пассажиры могут воспользоваться специальным приложением, которое позволяет переводить указатели с английского языка на китайский. Приложение Shazam определяет трек по короткому отрывку, а сервис Find My Face в Google+ позволяет распознавать людей на фото. Как еще приложения упрощают нашу жизнь? Они помогают играть в гольф (Golfscape GPS Rangefinder), находить свою припаркованную машину, узнавать, какие дома продаются в округе, и многое другое. Приложение Google Googles, замечательный продукт от короля всемирной паутины Google, также позволяет пользователям определить, что перед ними, основываясь на визуальном образе, человеку теперь не нужно вводить текст запроса.  Оно может переводить распознанный текст на нужный язык, определять название произведения искусства или книги, а также предлагает позвонить по телефону, распознанному с визитной карточки.

Целая серия приложений не только рассказывает, что именно находится перед вами, но и подсказывает, что с этим объектом можно сделать. Так, к примеру, в прошлом году компания Nestlé выпустила приложение 123Recycle, которое объясняет, как утилизировать тару из-под того или иного продукта питания. Heinz представил приложение от компании Blippar, которое выдает рецепты, в которых можно использовать томатный кетчуп бренда — достаточно навести телефон на красную бутылку дома или в магазине, и в дополненной реальности появляется книга рецептов. Приложения также могут помогать в лечении — так, с помощью SkinSkan пользователь сканирует родинки с определенной периодичностью, и приложение сравнивает их размер. Если обнаруживается, что родинка понемногу растет, SkinSkan настоятельно рекомендует обратиться к врачу. Aurasma дает пользователю видеоподсказки, своеобразные руководства, относительно того, как обращаться с продуктом — в частности, как установить крепление для настенной ТВ-панели.

2.    Наведи смартфон, чтобы купить

Бренды выпускают сотни интерактивных каталогов, которые позволяют пользователям заказать тот или иной товар — к примеру, в декабре 2011 Zappos выпустил обновляемое приложение для iPad, удобный симбиоз каталога товаров и журнала, читая который можно сразу же заказывать одежду и обувь. Но это практически вчерашний день, технологии идут вперед. Так, летом прошлого года adidas представил приложение, которое сканирует ваши старые кроссовки и через короткое время сообщает, где поблизости можно приобрести такую же или почти такую же пару. Недавно выпущенное приложение Amazon Flow тоже помогает распознать и купить в online-магазине точно такую же вещь, как находится перед ними. Правда, судя по отзывам на странице в iTunes, оно очень часто работает некорректно и не опознает товары правильно (скорее всего, разработчики скоро устранят эти ошибки). Интернет-аукцион eBay также сообщил о том, что собирается сделать визуальное распознавания объектов одним из главных направлений своих разработок. Разумеется, компаний уже не станет первой на этом поле, но пока эта тенденция невероятно популярна, не это и не важно — главное, чтобы компания «влилась» в этот поток.

Коллективное распознавание

Иногда технологии не в силах справиться с запросом, и в таком случае на помощь приходят человеческое зрение и память. Существуют приложения, которые не отдают фотографии в «руки» искусственному интеллекту, а перенаправляют их людям, которые и говорят, что изображено на фото. Все просто и понятно. Это решение может оказаться очень удачным для разработки обеспечения в помощь незрячим или слабовидящим пользователям. Приложение VizWiz действует именно таким образом: люди со слабым зрением фотографируют объект, озвучивают свой вопрос и отправляют фотографию на «опознание», которое идет практически в реальном времени. Online-сообщество WhereToGet.It тоже основывается на принципах взаимопомощи — одни пользователи добавляют на сайт фотографии с одеждой, которую им хотелось бы приобрести, а другие говорят, где эти предметы гардероба можно купить (хоть это не приложение, но идея вполне может послужить основой для разработки такового).

Судя по всему, в ближайший год потребитель — просто наведя свой смартфон на интересующую вещь — сможет легко и удобно получать информацию практически о любом продукте, сравнивать цены, просматривать отзывы и дополнительные данные, а также расплачиваться за покупки (в каком-то смысле Starbucks, среди прочих, уже вошел в эту нишу). Эта отрасль невероятно широка и перспективы, которые она дает, пока даже сложно осознать до конца. Что нас ждет в будущем? Возможно, информация о продукте будет появляться в виде какого-то особого облачка, которое будет появляться рядом с предметом (даже без «участия» смартфона), а запрос можно будет делать взглядом или силой мысли. Осталось подождать каких-то пару десятилетий.

Автор: Анна Руденко, редактор Popsop, эксперт по маркетинговым коммуникациям, агентство BQB.