Черной Пятнице посвящается: шопинг, рeтейл, a также шоуруминг, e-, m-, и f-коммерция. Тенденции.

С 8 часов вечера четверга, в День Благодарения, в США официально открылся сезон предроджественского шопинга — самого прибыльного, а поэтому «черного» (от англ. идиомы be in the black) периода для ретейлеров разных мастей. 

 

О терминах 

Само слово «шопинг», которое многие российские продавцы до сих пор неправильно пишут по-русски с двумя «п» — заимствовано, естественно, от shopping, которое в свою очередь образовано как существительное от среднеанглийского shoppe  в середине XXIII века, по другой версии — еще раньше от староанглийского sceoppa, которое означало, как и в наши дни, процесс покупки.

«Черной» пятница после Дня Благодарения стала называться еще в начале 60-х. Своеобразный «термин» пришел из Филадельфии, США, где черным пренебрежительно называли гигантское количество людей, которые появлялись на улице в этот день и фактически блокировало дорожное движение. По альтернативной версии, пятница распродаж называется черной, так как магазины делают в этот день самые большие продажи.

Retail aka ретейл. Слово «ретейл», прочно вошедшее в жаргон российских специалистов по продажам, маркетологов, рекламщиков и дизайнеров около 12-15 лет назад, все-таки по-русски правильно пишется через «е» и означает розничные продажи любой продукции.

Шоуруминг (от англ. showrooming). Этот термин скорее пока что можно назвать «жаргонным», и впервые он встречается в 2011 в значении процесса покупки, при котором покупатель сначала приходит в физический магазин, изучает реальный продукт (это может быть примерка одежды или обуви, ознакомление с техникой, выбор косметики или парфюмерии и т.д. ), а затем заказывает покупку этой вещи в интернет-магазине, как правило, по более привлекательной цене, чем в «физическом ретейле».

Согласно свежему исследованию американской компании Edgell Communications, шоуруминг негативно влияет на физические розничные продажи, снижая прибыль в этом канале примерно на 5%.

 

E-, m-, и f-сommerce и, наконец, социальная коммерция как венец эволюции интернет-торговли

Термин e-commerce, который в данном контексте лучше всего переводить как «интернет-продажи», в основе которых лежит электронный способ оплаты (от пластиковых карт до систем электронных платежей). Принимая во внимание этот факт, практически 80% российских интернет магазинов нельзя называть полноценным электронным бизнесом без электронной транзакции (например, когда курьер берет у покупателя наличные деньги за заказ). Фактически, термин придуман в доинтернетную эпоху, когда и электронных платежей не существовало  — в 1979 году, а стал популярным в середине 90-хх в США.

Его производные, такие как m-commerce и f-commerce, приобрели популярность гораздо позже в связи с «бумом» мобильных девайсов и пиком популярности Facebook как рекламной площадки (приблизительно с 2008 года).

В этом году, который можно смело назвать годом «взлета» Pinterest как нового формата онлайн-продаж, f-commerce трансформировался в чуть более емкое понятие s-commerce или social commerce, объединяя все т. н. «органические» продажи, осуществленные через социальные сети.

Так, Вэйд Гертен (Wade Gerten), CEO американской компании, разрабатывающей программное обеспечение для социальной коммерции, проводит очень четкую грань между сервисами, которые «призваны» продавать в социальные сетях (допустим, провальной опцией Facebook Storefronts,) и тем, что является сущностью социальных продаж, когда реальные люди продвигают продукты в соцсетях, советуют, анализируют, сравнивают, делятся «лайками», «твитами» и «пинами».

Идеальный вариант будущего, где двигателем продаж является уже не реклама, а искренеее желание людей помочь друг другу сделать правильный выбор.

 

Вымрет ли физический ретейл под натиском интернет-продаж?

Нет, так же, как и не умрут печатные издания, телевидение, мобильная связь, кинотеатры и многие другие классические атрибуты потребления.

Интересное исследование на эту тему провело британское агентство FITCH. Они опросили 7 250 покупателей из 7 стран (Бразилии, Великобритании, Индии, Китая, ОАЭ, России и США) разных возрастов и уровней дохода, и выяснили, что 54% всех респондентов все же считают традиционные магазины наиболее «важной платформой» для покупок, которая оказывает наибольшее влияние на предпочтения в покупках. Традиционно, респонденты из развивающихся стран больше склонны покупать в оффлайн-магазинах, чем участники опросов из развитых стран.

Рис. Предпочтения покупателей: важность наличия различных каналов для взаимоотношений с брендами

Важность социальных медиа для шопинга и, следовательно, новейшего канала s-commerce участники исследования оценили в 7% против 54% тех, которые считают традиционные магазины самым важным каналом общения брендов с потребителем.

* Фото для анонса заимствовано с сайта www.digitaltrends.com