Дизайн, Интервью

Томас Йоханссон, директор по дизайну в категории «Global Laundry», Electrolux: «Промышленный дизайнер должен искать вдохновение в потребностях и проблемах пользователя»

4 марта стартовал прием заявок на новый этап дизайнерского конкурса Electrolux Design Lab 2015, посвященного теме «Счастливые, здоровые дети». Презентовать проект перед молодыми российскими дизайнерами в Москву из Стокгольма приехал дизайн-директор Electrolux в категории «Global Laundry» Томас Йоханссон (Thomas Johansson).

Накануне он провел две встречи-лекции со студентами Строгановки и Британской Высшей Школы Дизайна, а на следующий день мы встретились с ним в московском офисе компании, чтобы узнать о том, как рождаются настоящие инновации, когда уже у нас появится умная кухонная техника, управляемая с телефона, а также поговорили о принципах экологической ответственности Electrolux, и о том, каковы источники вдохновения и мотивации y лучших продуктовых дизайнеров.

Photo: Thomas Johansson, Design Director, Global Laundry, Electrolux

Photo: Thomas Johansson, Design Director, Global Laundry, Electrolux

О миссии и целях Electrolux Design Lab

Мы проводим этот конкурс с 2003 года, то есть это 13-й по счету. Безусловно, среди целей конкурса и поиск молодых дизайнерских талантов, и повышение индекса цитируемости в прессе. Но миссия проекта гораздо шире —развивать и подпитывать культуру инноваций в компании, находить сферы и направления в сегменте бытовой и кухонной техники, в которой возможны улучшения. То есть наша цель в широком смысле — собирать разные мнения, черпать свежий инсайт, чтобы лучше понимать, что можно улучшить в повседневной жизни людей.

Меня часто спрашивают, сколько из выигравших концептов дизайна было реализовано на практике. Я отвечу: «Ни одного». Потому что мы не ставим целью какие-то блестящие идеи, которые были бы решением определенных проблем, наша задача — начать открытую дискуссию о том, что возможно в будущем, понять, как мы можем упростить быт наших потребителей.

Да, мы увеличили сумму призового фонда для главного победителя с 5 тыс. евро до 10 тыс. евро в два раза. Почему нет? В течение нескольких последних лет эта сумма оставалась неизменной, мы подумали, что пришло время что-то изменить.

Я не думаю, что молодые люди, студенты, у которых пока нет своих детей, не смогут делать дизайн для детской аудитории. Когда я создаю дизайн, важно не то, что я лично думаю, и что нужно мне — я думаю так, как думал бы потребитель. Чтобы создать стоящий промышленный дизайн, нужно выходить за рамки, нужно наблюдать за жизнью пользователей вашего продукта, понимать их реальные потребности. Поэтому даже те, кто пока не стали родителями, вполне могут наблюдать за детьми и их мамами и папами, анализировать сферы, в которых можно было бы созвать какие-то продукты, которые бы решали определенные проблемы.

О том, какой отклик он получил от российских дизайнеров

Реакция студентов на презентацию конкурса и новой темы в Строгановке и Британке была отличной. В предыдущие годы мы уже получали блестящие концепты от россиян среди топ-50 финалистов. Мы хотим вовлечь больше российских дизайнеров и студентов российских дизайн-школ, поэтому я здесь.

О возврате инвестиций в проект

Отдача от конкурса Electrolux Design Lab как инвестиционного проекта всегда была отличной. Во-первых, мы взяли в штат 5 или 6 финалистов — то есть, это отдача в плане привлечения лучшего персонала. Во-вторых, мы подпитываем наш отдел R&D (от англ. Research and Development — исследования и разработки) новыми идеями, находим новые сферы для улучшения, новые направления развития. И, в-третьих, это отличный PR – ежегодно о конкурсе появляются десятки публикаций в популярных международных СМИ на разных языках.

Об актуальных трендах в индустрии бытовой техники и первой «умной» духовке

Главный микротренд в последние 2-3 года — так называемый «Интернет вещей» или умные объекты. В прошлом году мы презентовали концепт духовки со встроенной камерой, управляемой удаленно через приложение на смартфоне. Пользователи могут наблюдать за процессом приготовления блюда прямо с телефона, могут на расстоянии регулировать время и температуру, включение и выключение духовки. Эта модель от AEG, немецкого бренда Electrolux, была представлена на выставке IFA в Берлине. Это все еще концепт, который вместе с еще несколькими умными продуктами, планируется к запуску в течение двух лет.

AEG app controlled oven_01

Pic.: screen shots from the AEG smart oven application

Pic.: screen shots from the AEG smart oven application

О дизайн-процессах и природе инноваций

Мы слаженно работаем в так называемом «Треугольнике Инноваций» — это отделы маркетинга, дизайна и R&D. Вся работа основана на глубинном потребительском инсайте.

Что касается инноваций, я никогда не относился к ним как к технологиям ради технологий: инновации, особенно в сфере бытовой техники, должны быть ориентированы на потребителя. Именно инновации дарят людям больше свободы и выбора, поэтому за умными объектами — будущее.

Да, соглашусь с известным высказыванием Стива Джобса о том, что пользователи бы никогда не «захотели» телефон без кнопок с тачскрином, так же как сто лет назад людям и в голову не могло прийти пересаживаться с лошади в автомобиль во времена Генри Форда. В этом и заключается работа дизайнера — показать людям что-то новое, что решает определенную проблему, что-то, что они точно полюбят.

Промышленные и продуктовые дизайнеры должны черпать вдохновение, изучая потребности и проблемы потребителей. Дизайнер не должен требовать решения от пользователей продукта, но должен анализировать возможные сферы для улучшения — только так рождаются истинные дизайн-инновации.

Конкретно в случае умной духовки AEG, мы заметили проблему: люди не хотят тратить время и ходить туда и обратно, чтобы проверить, как идет процесс приготовления. Встроенная камера, которая передает изображение на смартфон и предлагает дистанционое управление через приложение, решает эту проблему, предоставляя потребителям больше свободы.

Еще один важный момент в инновациях продукта — это персонализация и адаптивный дизайн и интерфейс. То есть если мы создаем духовку, управляемую с телефона, то мы должны создать софт, который позволит делать все настройки программ с учетом предпочтений каждого конкретного пользователя.

О новой визуальной айдентике Electrolux и постоянном тестировании

Pic. Electrolux old (on the left) and new (on the right) identity. Image credit: Brand New Under Consideration

Pic. Electrolux old (on the left) and new (on the right) identity. Image credit: Brand New

Да, в январе 2015 мы представили новый корпоративный логотип, более современный и премиальный, а также свой собственный кастомизированный шрифт. Цель редизайна — сделать лого более современным, при этом сохранив его основу, и выделиться среди конкурентов. Сделать так, чтобы он больше соответствовал духу времени — это новый этап в нашей истории. Так как мы никогда не запускаем даже малейшую деталь дизайна без тестирования, мы также протестировали и визуальную айдентику.

Вообще, мы делаем очень много тестов, главным образом, дизайна новых продуктов. Мы используем так называемую 4-ступенчатую систему тестирования потребительских предпочтений. Шаг первый — понимание, второй — изучение, третий — определение и четвертый — валидация результатов. На последних этапах мы тестируем статичный и динамические модели дизайна.

Мы тестируем дизайн продуктов в потребительских фокус-группах. Также тестируем продукты в конкурентной среде, оцениваем, насколько потребители понимают, как пользоваться нашими продуктами, выбирают ли они именно их.

В компании есть свой собственный исследовательский отдел, но мы также сотрудничаем с агентствами на соответствующих рынках. К примеру, если это продукт для европейского рынка, мы тестируем его в Швеции, Великобритании, Германии или России.

О принципах экологически и социально ответственного дизайна

Я горжусь тем, что Electrolux — признанный глобальный лидер в области экологической и социальной ответственности среди крупного бизнеса в своем секторе. В 2014 и 8 лет подряд до этого мы были лидером в рейтинге Dow Jones Sustainability World Index. Четыре годе подряд компания занимает ведущие позиции в рейтинге RobecoSAM, в категории «Household Durables».

Экологическая ответственность — одна из четырех приоритетных сфер Electrolux. Как минимум треть бюджета на разработку новых продуктов тратится на эко-технологии.

Это двусторонний процесс. С одной стороны, на наших фабриках существуют строгие корпоративные экологические стандарты по использованию воды и электроэнергии в производственных процессах, максимальные значения по количеству генерируемых отходов, минимальное значение по использованию переработанного сырья. С другой стороны, мы внедряем водо- и энергосберегающие технологии в наши продукты, чтобы помочь потребителям вести экологически ответственный образ жизни, экономя ресурсы.

Мы создали отдельную «зеленую» линейку продуктов, в которых использовано минимум 50% переработанных материалов.

Долговечность и продуманный дизайн — это философия Electrolux. Мы создаем продукты, которые служат долго, за которыми потребителям приятно должным образом ухаживать, максимально продлевая срок службы.

BQB

Ссылки по теме