Тренды в ритейле 2021. Часть II

«Розничный театр»

Многие розничные магазины все чаще создают интерактивные форматы, открывая двери для брендов, позволяя им обращаться напрямую к потребителям в физической рознице. Например, сеть магазинов товаров для дома Showfields из Нью-Йорка предлагает своё пространство House of Showfields для «иммерсивного опыта» при продвижении брендов.

Позиционируемый теперь как «театр розничной торговли», ритейлер с помощью нанятых актеров побуждает клиентов потрогать, понюхать и даже попробовать представленные бренды, чтобы полнее рассказать покупателям о них. Интерактивный элемент помогает ритейлеру отстроиться с помощью своего концептуального пространства от традиционных универмагов.

Переосмысленная бизнес-модели меньше связана с тем, в каких объемах бренд продается через House of Showfields, и больше с тем, как теперь создается эмоциональный опыт у клиентов. Сеть стимулирует желание приобрести продукт, поскольку покупатель лучше понимает ощущения от применения товара, так как только что испробовал его в действии.

Подобный подход больше касается маркетинга, чем продаж – пока плотность продаж в «иммерсивном ритейле» несколько ниже, чем в традиционном. Однако, это компенсируется более высоким чеком. Все 11 брендов, представленные в инновационном розничном пространстве, увеличили свои продажи в среднем в четыре раза, сравнивая с продажами за аналогичный период в магазинах «старого формата». 

К тому же, в остальной части магазина (за пределами House of Showfields) посещаемость увеличилась на 33%. А, в целом, с момента открытия House of Showfields продажи ритейлера подскочили на 50%. 

Бренды платят от $4000 до $6000 в мес. в зависимости от площади, чтобы их продукт был представлен в «розничном театре» House of Showfields, что является дополнительным доходом для ритейлера нового формата.

И снова про экологию

Любопытную эко-инициативу огласил в конце 2020 года производитель молочной продукции Lewis Road Creamery из Новой Зеландии. Производитель, по просьбе своих покупателей, решил устанавливать в супермаркетах станции по розливу молока в стеклянные бутылки, полностью отказавшись от пластиковой тары. 

Ежегодно в Новой Зеландии утилизируются около 23 000 тонн пластиковых бутылок из молока. Поэтому все инициативы, связанные с сокращением количества пластиковых отходов, является позитивным шагом. К тому же подобный подход может стать примером эффективного взаимодействия производителей продуктов и розницы.

Дозаторы молока производства новозеландской компанией Glass Bottle Milk & Co. первоначально установлены в магазинах Farro в Окленде. В дальнейшем инициатива будет развернута по всей стране в других продуктовых магазинах. 

Покупатели прямо в магазине могут купить стеклянную бутылку с завинчивающейся крышкой объемом 1 литр за $2,58 (4 новозеландских доллара) либо должны принести тару для розлива с собой. Стоимость органического гомогенизированного молока Lewis Road Creamery составляет $4 за литр.

Решения для реализации молока в рознице прекрасно дополняют наш материал о трендах молочной отрасли (ссылка на статью о трендах молока). 

Из интернета – в розницу

Отсутствие у традиционных онлайн-ритейлеров опыта продаж своих товаров в классическом ритейле, открыла дверь для нового формата торговли – О2О (online-to-offline), ставшего сегодня еще одним устойчивым трендом в ритейле.

KK Group (ранее KKguan), O2O ритейлер базирующийся в Китае, предлагает сотни товаров, импортируемых со всего мира, которые ранее продавались исключительно онлайн. Для представленных брендов ритейлер выделяет огромные площади – не менее 1000 кв. м. в торговых центрах категории А по всей стране.  

В супермаркетах КК представлено три основные категории товаров: продукты питания и закуски, косметические средства и средства по уходу за кожей, а также товары общего назначения.

КК имеет зарубежные совместные склады в Японии, Южной Корее, Австралии, Великобритании, США и других регионах. В более чем 30 городах Китая открыты франчайзинговые магазины сети. 

Ассортимент регулярно меняется, в зависимости от спроса. Это удается довольно четко установить опять же благодаря данным онлайновых продаж брендов, представленных в сети. 

Подобный формат пользуется спросом у инвесторов. Летом 2020 года, в самый разгар пандемии, ритейлер завершил новый раунд финансирования на сумму около 1 млрд юаней ($141,6 млн) от целого пула инвесторов, среди которых крупные инвестиционные фонды, такие как CMC Capital.

Торгующая товарами для дома, аудио-видео техникой, товарами повседневного спроса и продуктами для здоровья мультибрендовая сеть B8ta с магазинами от Сан-Франциско до Дубая, использует свою платформу «retail-as-a-service» для демонстрации брендов в физической рознице.

Компания управляет 24 собственными магазинами, а также интерактивными магазинами Toys R Us, имеет партнерство с Macy’s и запустил новую платформу под названием Ark Marketplace, которую розничные продавцы могут использовать для эксплуатации собственных платформ розничной торговли как сервиса в своих магазинах.

Мобильный ритейл

Приложение Cargo, с момента своего запуска в 2017 году, эффективно сотрудничает с рядом крупных брендов, таких как Grab, Coca-Cola и SeatGeek, накопив приличную экспертизу в торговле товарами импульсивного спроса.

В 2018 году Cargo совместно с UBER запустило приложение Cargo Store, которое заложило прочную основу для транзитной торговли. Его цель – продавать людям, которые едут на большие расстояния, например, в аэропорт и из аэропорта, такие товары как закуски, шоколад, жевательные резинки, зарядные устройства, напитки и косметические товары, заказав их прямо из салона автомобиля.

Чтобы купить товары через Cargo Store, нужно загрузить приложение из App Store или Google Play Store, а затем в приложении Uber отсканировать QR-код на Cargo Box, установленной в автомобильной консоли. Далее пассажир может начать делать покупки. Как только они будут завершены, Cargo в течение двух-пяти рабочих дней доставит товары прямо на дом пассажира без каких-либо дополнительных затрат.

В совершении покупки заинтересованы все три стороны: бренды увеличивают свои продажи, водитель получает 25% от суммы покупки, а пассажир – 10% от потраченной суммы в виде Uber Cash, для оплаты будущих поездок на Uber или для очередной покупки через приложение Cargo.

Брендам Cargo предлагает возможность выборки и получения информации о потребителях, которые пользуются сервисом компании.

«Вкалывают роботы, а не человек…»

Стартапы доставки, использующие робототехнику для закрытия «последней мили» между магазином и покупателем, становятся новой любовью инвесторов.

Cтартап Nuro Inc с 2021 года планирует начать доставлять заказы покупателям с помощью беспилотных автомобилей. В 2020 году стартап протестировал свои автомобили под названием R2 на дорогах Калифорнии, и уже получил разрешение Департамента автотранспорта штата (DMV) на использование в рамках городской среды своих автономных транспортных средств для доставки товаров. 

Автомобили Nuro уже развозят товары покупателям из магазинов Kroger и Walmart.

Производитель Neolix из Китая производит автономные торговые автомобили, которые доставляют товары покупателям китайской столицы. В числе клиентов компании – Huawei, Alibaba, Meituan-Dianping и другие крупные ритейлеры. В Neolix заявляют, что за последние два года продали 225 своих беспилотников.

Компания рассчитывает, что её автомобили будут интересны также сервисам доставки еды. И судя потому, что в Пекине начали появляться брендированные автомобили KFC, модели Neolix пришлись по вкусу не только игрокам ритейла.

В заключении нашего обзора хочется сказать, что трансформации розничного формата проходят довольно быстро. Уже в 2021 году мы в полную силу увидим, как изменение стратегий производителей в направлении работы с покупателями приведут к корректировке привычных нам форматов ритейла.

 Часть I

POPSOP