Несмотря на то, что визит Дэвида Кэмерона в Москву 12 сентября едва ли можно назвать полной «перезагрузкой» в достаточно «прохладных» политических отношениях между Британией и Россией, он, определенно, должен позитивно повлиять на укрепление двустороннего сотрудничества между странами. Если говорить только о бизнесе, не о политике, то в некоторых важных экономических секторах Россия уже давно является привлекательным рынком для британских компаний. Если взять во внимание растущее число российских компаний, которые хотят создать и развивать сильные национальные бренды, и, с другой стороны, опыт британцев в брендинге и дизайне, то Британия и Россия находятся в выгодном местоположении для того, чтобы помогать друг другу расти в этом направлении.
Некоторые гиганты британской дизайн-индустрии, такие как The Brand Union это поняли и предприняли серьезные шаги к тому, чтобы преуспеть в России. Нам посчастливилось взять интервью у Саймона Болтона, глобального генерального директора TBU, который рассказал нам о планах и стратегии компании в России, о первых достижениях московского филиала. Кроме того, мы обсудили текущую ситуацию британского и российского рынков брендинга и дизайна.
—Сегодня у The Brand Union20 офисов в разных частях мира и последний появился в Москве в 2010 году. Почему вы решили выйти на российский рынок? Какие возможности и угрозы для бизнеса вы видите в этом регионе в ближайшее время и в долгосрочной перспективе?
—Мы верим, что российский рынок важен для The Brand Union. Мы поставили перед собой задачу стать одним из крупнейших международных провайдеров брендинга на основных развивающихся или уже развитых рынках, таких как Россия. Мы здесь по двум причинам. Во-первых, потому что у нас есть международные клиенты, которые ведут бизнес здесь, во-вторых, для нас Россия — это быстро развивающийся рынок с большим желанием создавать международные бренды на национальной платформе.
Мы провели тщательное исследование, прежде чем выйти на рынок. Мы считали, что приобретение — это стратегия для мгновенного входа, но не могли найти нужного партнера или возможность, чтобы сделать это, поэтому было решено создать The Brand Union с нуля.
—Какова ваша стратегия развития бизнеса в России? Будете ли вы удовлетворять нуждам своих существующих глобальных клиентов вроде Henkel, JTI, SABMillerна местном российском рынке или же вы будете проактивно искать новых клиентов, новые проекты и поэтому, возможно, объединитесь с внешними PR-агентствами в Москве, чтобы привлечь внимание СМИ?
—Как я уже сказал, мы оказались здесь благодаря нашим международным клиентам, но мы также хотим работать с перспективными клиентами, которые следят за мировым развитием. Вы правы, что о The Brand Union здесь пока мало знают, но у нас в планах заявить о себе в крупнейших и наиболее престижных кругах маркетингового сообщества. У нас есть свой подход к делу, и мы собираемся привлечь российских клиентов, чтобы донести до них весь наш опыт.
Мы объединяем международные и местные ресурсы The Brand Union. И также, для достижения цели, попытаемся выстроить свою сеть внешних услуг. Мы хотим, чтобы на рынке нас считали выдающейся компанией по брендингу и дизайну.
—Что нового произошло за год, начиная с декабря 2010 в московском офисе? У вас уже есть местная команда дизайнеров, стратегов, исследователей в Москве? Или вы привлекаете специалистов для работы над российскими проектами из вашей базы? Как выглядит процесс?
—Исмаэль Ибнулуафи (Ismael Ibnoulouafi), давний лидер The Brand Union (он открыл наш офис в Париже 10 лет назад) стоял у истоков открытия и российского офиса. Исмаэль и его команда достигли значительного прогресса за этот год. У нас есть солидная база местных ресурсов с полной и частичной занятостью, которая способна решить любые клиентские запросы. Сейчас некоторые наши проекты в Москве обслуживаются только местной командой. Для некоторых проектов, мы также используем ресурсы нашей международной базы. За все время здесь мы подключали Лондон, Париж, Дублин, Йоханнесбург и Нью-Йорк, в зависимости от типа задания, а также ожиданий и нужд клиента. Кроме того, теперь московскую команду будет возглавлять ОлегКузьмин. У Олега богатый опыт в коммуникациях (креативное агентство Y&R, маркетинговый консалтинг в Added Value, инновационный и клиентский маркетинг в Mars Russia). Теперь он назначен руководителем бизнес развития TBU в России.
—На ваш взгляд, какому промышленному сектору в России больше всего нужен профессиональный консалтинг по брендингу, бренд-дизайну и стратегическим услугам? Рознице? Недвижимости? Товарам повседневного спроса (FMCG)?
—Мы видим, что большой потенциал для создания брендов мирового уровня есть у тех категорий, в которых Россия особенно сильна. Это финансы, недвижимость, розница, телекоммуникации. Потом, некоторые местные интернет-ресурсы представляют собой развивающуюся область, и им очень нужно выстроить более сильные и сфокусированные бренды. Россия, будучи не в первых рядах в политике и социальных вопросах, вроде спорта и Олимпийских игр, может, тем не менее, выгодно продавать высококачественные услуги по созданию фирменного стиля. Мы надеемся на большой успех в этом секторе.
Мы также в курсе спроса на услуги по энергетике, телекоммуникациям и финансам, и такие компании как «Сбербанк», Lukoil, Beeline, и VTB — потенциально глобальные бренды.
Что касается крупных международных клиентов на рынке FMCG, то, когда дело доходит до глобальных брендов, они предпочитают работать со своими штабами, оставляя основные и технические задания местным рынкам. В то же время, FMCG-компаниям есть смысл обращать больше внимания на развитие фирменного стиля бренда, когда речь идет о местных брендах. К сожалению, иногда возникает впечатление, что об этом мало заботятся.
—Я полагаю, вы проводили исследование рынка, прежде чем «приземлиться» в Москве? Что вы думаете о российском (московском) рынке брендов и дизайна в контексте спрос-предложение? Вы видите сильных конкурентов среди известных местных компаний, которые предоставляют услуги по брендингу и дизайну? Можетеназватьимена, цифры?
—Российский рынок услуг по брендингу выглядит очень привлекательно и здесь есть с кем посоревноваться. Здесь много состоявшихся местных игроков (Depot WPF и Mildberry) и все время есть несколько развивающихся. Большим достижением для местной бренд-индустрии является то, что Depot получил награду в Каннах в этом году. Но, что касается, продуманности стратегии и некоторых моментов (например, обязательства перед работниками), местным игрокам еще надо поработать. Среди международных сетей их присутствие пока ограничено. И мы рады быть первым WPP-агентством по брендингу в России.
—А как вы можете описать теперешнее состояние британского рынка креативных услуг (в частности, брендинга и дизайна) — опять таки, в рамках спрос-предложение? Как вы думаете, заинтересованы ли британские креативные агентства (в зависимости от их величины и возможностей) в исследовании развивающихся рынков с возможностью привлечения новых клиентов?
—Спасибо за интерес к Британии. Да, я думаю, что это особенный рынок, на котором есть самые разные игроки. Есть многонациональные, такие как мы, хотя The Brand Union появился благодаря Сэмпсону Тайреллу (Тэрри Тайрелл (Terry Tyrrell) все еще является нашим глобальным председателем) и Tutssels Design (Гленн Тутссел (Glenn Tutssel) — наш исполнительный креативный директор).
Но, конечно, в Лондоне огромное количество других агентств для тех, кто предпочитает исключительно стратегическую работу, а также независимые дизайн-студии. На этом рынке большая конкуренция, но тот факт, каким мультинациональным он стал, просто завораживает.
В лондонском The Brand Union работают люди более 20 разных национальностей, и они говорят на 30 разных языках. Это настоящий мультикультурализм и это потрясающе. Что действительно отличает The Brand Union от соперников, это способность предоставлять более полные решения задач. Поскольку мы верим, что бренд — это «организующая основа», мы очень обязательны по отношению к клиенту.
—Что бы вы порекомендовали британским коллегам, которые собираются выйти на рынок России и СНГ?
—Быть смелыми и готовыми работать в среде, которая постоянно бросает вызовы. Оставаться гибкими и адаптироваться к изменениям в окружающей обстановке. Быть готовыми защищать и гарантировать свой высокий уровень опыта в контексте большой и растущей конкуренции. Быть готовыми к встрече с очень требовательными клиентами, для которых ваше имя далеко не самое главное.