Будущее молодежного туризма

Турист – посетитель достопримечательностей, армия туристов ищет по всему миру новых впечатлений. То, что поначалу являлось занятием героя (Александр Македонский), впоследствии стало целью социальной группы (крестоносцы), затем признаком статуса (гран-туры британских джентльменов), в конечном итоге утвердилось в качестве всеобщего опыта (туристы), утверждает Дин Макканелл в «Новой теории праздного класса». Туристов часто критикуют за поверхностный взгляд на интересующие их вещи, противопоставляя «настоящим искателям и путешественникам». Но именно они, формируя спрос, распространяют ценности глобальной деревни по всему миру, делая его все более однородным.

Когда досуг должен быть продуктивным, именно осмотр достопримечательностей используют для того, чтобы вовлечь человека в расширение собственных горизонтов и в отношения с общественным целым. Развитие туризма идет быстрыми темпами, и если в 1950 году в мире путешествовали только 25 млн человек, то в 2015 году число путешествующих составило 1186 млн и, по прогнозам экспертов, составит к 2030 до 1,8 млрд человек. Туристская индустрия ежегодно приносит порядка 10% мирового ВВП, что в 2015 году составило 1,5 триллиона долларов.

Критерий инстаграмности

500 миллионов активных пользователей инстаграма публикуют около 85 миллионов фотографий ежедневно, 40 процентов аудитории в возрасте до 33 лет называют «инстаграмность» одним из решающих факторов при выборе направления для отпуска.

Молодежный туризм

По статистике WYSE Travel Confederation, в 2017 году количество молодежных туристских прибытий увеличилось до 304 млн и составило 23% от общего количества. Общая стоимость этого рынка оценивается в 250 млрд евро. Эти цифры демонстрируют стремительный рост и, согласно экспертным оценкам, к 2020 году общее количество молодежных туристских прибытий достигнет уже 370 миллионов. Так молодые люди становятся важным фактором в развитии мест их пребывания, открывая новые привлекательные для туристов места и создавая новые формы размещения.

Молодежь не предъявляет серьезных требований к туристским ресурсам конкретного места, а порой сама создает их. Например, кайтсерферы приезжают в маленькую деревню Калпития на севере Шри-Ланки, где регулярно дует хороший ветер, и выстраивают свою инфраструктуру для катания. Затем открываются отели и рестораны, приезжают уже более многочисленные и требовательные к условиям кайтеры, а деревня растет и через 5-10 лет она уже в списке туристических мест — принимающая туристов сторона должна понимать быстро изменяющиеся потребности и желания молодых людей, чтобы стимулировать их к путешествиям.

Backpackers уже давно не узкая группа туристов, а в целое направление в молодежном туризме, а теперь к ним присоединяются цифровые кочевники и flashpackers, главный принцип которых — свобода передвижений и максимум впечатлений.

Мобильность и экономика шэринга

С всеобщим ростом мобильности, когда люди имеют возможность работать удаленно даже во время путешествий, длительность молодежных поездок увеличилась. А тот факт, что молодежь может продолжительное время жить вне родного региона, делает ее более счастливой и стимулирует к новым путешествиям.

С ростом шэринговых сервисов, или экономики совместного потребления, меняется все индустрия туризма. Уже к 2025 году компании, работающие в пяти секторах экономики совместного потребления, получат $335 млрд, оценивает PwC. Популярность Airbnb и Uber положительно влияет на локальную экономику всех регионов мира, поддерживает местных жителей и бизнес, способствует культурному обмену.

Новый опыт

Молодые люди все больше путешествуют для получения опыта, нацелены получить от путешествия максимум пользы. Возрастает вероятность, что путешествие в поисках нового опыта приведет к наибольшим расходам относительно традиционных путешествий.

Самый популярный среди молодежи опыт заключается в возможности пожить как местное население. В 2017 году более 50% респондентов ответили, что во время путешествия жили как местное население, для сравнения в 2012 году таких путешественников было только 28%.

Появляется все больше компаний-провайдеров и стартапов, специализирующихся на данном тренде. Это те же Airbnb и их сравнительно новый раздел впечатлений, создатели электронных тематических гидов, многочисленные сервисы бронирования необычных путешествий. Сеть автохостелов Pacific Camp собрали всё самое интересное: лайфхаки, маршруты и рекомендации локальных экспертов. Сам автобус — практичная гостиница на колесах.

Рост популярности событий

Растущая популярность фестивалей способствует созданию новых направлений для молодежного туризма. Почти 19% молодых туристов посетили музыкальные фестивали, 26% – гастрономические фестивали. Например, вы едете на автобусе из Мадрида в Порту, приложение Pacific Camp оповещает вас, что в 10 километрах от Лиссабона завтра пройдет фестиваль с вашими любимыми Imagine Dragons и The Weekend, на этом мероприятии как раз были друзья ваших друзей в прошлом году. Вы можете пересесть на стыковочный рейс сервиса в Порту и спонтанно отправиться за новыми впечатлениями.

По статистике, расходы посетителей фестивалей выше, чем расходы остальных молодых путешественников.  Но и здесь появляются возможности экономии. Например, автобусы Pacific Camp оснащены всеми необходимыми удобствами: комфортными спальными местами, душевыми кабинами и кухней. Такой автобус может заменить и авиаперелет, и проезд на поезде, и трансфер от аэропорта до отеля, и сам отель, стоимость за сутки – всего 33 евро. Создатели стартапа не только позаботились об экологии, используя тихий и экономный двигатель, но также выбрали ортопедические матрасы и подушки.

 

Каналы бронирования, цифровизация и традиционные турагентства

Индустрия туристических услуг максимально цифровизирована: мы научились искать информацию о том, куда поехать, на Tripadvisor или по блогам/влогам, ИИ уже умеет анализировать личные предпочтения и давать персонализированные рекомендации. С  новейшими сервисами тратить время на подготовку к путешествию не потребуется: программа предлагает сформированные маршруты, которые можно менять на ходу.

Варианты маршрутов Pacific Camp

В европейских странах к традиционным туроператорам обращаются все реже — в офис приходят не более трети бюджетных путешественников, и их доля падает. Основной продукт турагентств, укомплектованные туры, тоже выходят на онлайн-платформы, а технологии дают возможность заниматься пост-сопровождением и получением обратной связи от клиентов.

Но рост идет в сегменте агентств премиального туризма, в который вернулись образованные и обеспеченные люди: им интересно не только увидеть экскурсионный объект, но и услышать о нём от суперпрофессионального гида, к которому очередь на год, жить в уникальном месте и путешествовать по тщательно спланированной профессионалом программе.

Елена Ритц, CEO RitZ SE: «Клиент должен был лететь из Тенерифе в Вильнюс через Германию.  За день до вылета Испанию и Канарские острова вносят в «красную зону». Требуется тест на вирус. Клиенты уже не успевают сделать тест в Испании, прилёт в Германию ночью и тест сдать невозможно. Это пол истории. Случайно в переписке с отелем 5* узнаю, что пассажиров из «красной зоны» не селят. То есть придет человек на рецепцию отеля, со всеми пообщается, а в номер его не пустят, хотя ночью он уже безопасен в своем номере. Но в отель через дорогу заселиться можно… Таким образом, любой перелет превращается в целое приключение с бесконечными звонками, уточнениями, а порой и с изменением маршрута из-за новых неразумных правил. Другие наши клиенты готовы арендовать частный самолет, чтобы полететь к своей недвижимости в Испанию, но вид на жительство, позволяющий лететь, есть только у одного пассажира. Вся остальная группа вынуждена отказаться от поездки».

Выбор маршрута

На этапе, когда совершаются первые самостоятельные поездки, у молодежи обычно есть список мест, которые необходимо увидеть. Так называемые bucket lists, наполняемые по одноименным книгам и блогам и следующие трендам, а потому примерно одинаковые.

Например, в 2018-2019 годам среди европейцев было модно путешествовать по местам Великого Шелкового пути, особенно в Узбекистан. Один из трендовых форматов путешествий в 2020 – круизы, в которых можно осмотреть несколько мест за одни каникулы. Средиземноморье, Карибы, Малакка, Япония, новежские фьорды. Опубликована масса более обширных и менее подверженных моде списков, например, 300 мест, где тебе необходимо побывать до того, как исполнится 30 лет.

Сервисы и стартапы для самостоятельных

Процент самостоятельных туристов увеличивается год от года, тренд на отказ от классической схемы пакетных туров усиливается. А для миллениалов смартфоны уже полностью заменили компьютеры в вопросах поиска и бронирования туров. Путешественники покупают билеты на сервисе SkyScanner, Anywayanyday, а Booking и Airbnbдавно перекроили традиционный рынок бронирования жилья. Оформление страховки за несколько минут предлагает, например, Tripinsurance, в сервисе можно получить неотложную консультацию у профильного врача. Pacific Camp, концептуально новый вид путешествий, позволяет не только сэкономить время и деньги, но и обрести новые интересные знакомства. Приложение Pacific Camp позволяет найти попутчиков, которые смогут разделить ваши интересы и впечатления от поездки. Вы регистрируетесь с помощью профиля Facebook, нейросеть изучает информацию о вас, ваших друзьях и увлечениях и предлагает наиболее подходящего попутчика и маршрут.

Молодежный туризм ближайшего будущего

1. Цифровые кочевники (группа людей, которые используют цифровые телекоммуникационные технологии для выполнения профессиональных обязанностей и ведут мобильный образ жизни) станут неотъемлемым сегментом рынка молодежного туризма. Как следствие, будет увеличивается спрос на коворкинги (совместное рабочее пространство), гибкое размещение, обмен транспортом.

2. Опыт по-прежнему будет занимать важное место в молодежных поездках, что говорит о возможности создания новых привлекательных турпродуктов совместно с потребителями.

3. Использование социальных сетей для поиска информации и бронирования будет расти. Появятся новые каналы и платформы, которые наиболее предпочтительны среди молодежи.

4. Продолжится упрощение визовых формальностей и поддержка молодых путешественников для совершения целенаправленных путешествий (например, посещение фестивалей или спортивных событий).

Туризм и пандемия: тренд на локальные поездки 

В данный момент перед поездками важно проверять информацию и требования к полетам. Желательно до покупки билеты один раз и второй раз перед самым вылетом. Ситуация меняется все время и даже сотрудники аэропорта и авиакомпании не успевают реагировать и давать точную информацию.

Елена Ритц: «Сейчас путешествуют самые отважные, наверное, или по большой нужде. Самое логичное — путешествовать с целью туризма по стране, в которой проживаешь. Можно арендовать автомобиль или совершить недолгий перелет и, наконец, посмотреть места, которые рядом, но которых ты до сих пор не видел. Каждая страна имеет свою неповторимую красоту, каждый уголок уникален и прекрасен. Мы так привыкли жить в самолетах и летать куда захотим и позволяют средства, что порой очень сложно остановиться и посмотреть, а что вокруг тебя. А надо ли куда-то именно сейчас бежать. Ведь это безумное время пройдет и снова потоки туристов будут смотреть с восхищением на Колизей, крепко обниматься и заполнять улицы больших и маленьких городов».

Как привлечь молодых туристов?

Для привлечения молодых туристов необходимо формировать современную инфраструктуру, развивать интересные молодежи направления. Для молодых туристов во всем мире имеет значение наличие электронного доступа к гидам по территории, возможности бронирования мест в бюджетных отелях и оформления визы, изучения программ образования, культурных сайтов и пр. Все это создает потенциал для возникновения стартапов и развития индустрии в целом.

Рост мобильности молодых людей, их стремление жить во время путешествия как местное население, рост популярности фестивалей, а также способность молодых людей самостоятельно открывать новые привлекательные туристские места дает основание считать, что практически любая территория вне зависимости от наличия туристских ресурсов при проведении детально спланированной маркетинговой политики может рассчитывать на внимание молодых туристов.

Лариса Кострова

 

POPSOP