Президентская избирательная кампания в США 2012: первые «социально-медийные» выборы в мире

Президентские выборы в США 2012 года стали, пожалуй, первым политическим событием, связанным с мирным волеизъявлением народа, которое получило настолько широкий резонанс в социально-медийном пространстве. В условиях стремительно развивающегося Интернета и технологий, а также влияния социальных сетей на формирование взглядов народа побеждает тот, кто умеет правильно себя подать во всемирной сети — будь это бренд или президент. С учетом того, что сегодня цифровые медиа являются чуть ли не главным инструментом влияния на вкусы и убеждения технологически грамотной части населения, победа Барака Обамы (Barak Obama) была просто предопределена — ведь его команда в отличие от команды Митта Ромни (Mitt Romney) загодя позаботилась о создании положительного образа своего лидера в digital-пространстве.        

В 2012 году digital-среда сыграла огромную роль в выборах президента США, но свой вклад в эту кампанию сделали не только online-ресурсы. Также были использованы и более традиционные подходы к продвижению политических платформ и активизации гражданской сознательности избирателей  — в частности, кандидаты заручились поддержкой известных личностей, а потребительские бренды, сохраняя нейтралитет, запустили несколько кампаний на предвыборную тему. Popsop собрал самые яркие примеры социально-медийной поддержки, а также поддержки знаменитостей и потребительских брендов в этой подборке.

Поддержка социально-медийных ресурсов

«Звучит довольно иронично, но именно цифровые ресурсы способны возродить эпоху, когда личное взаимодействие кандидата с избирателями может принести ему голоса. Может, социальные сети и не позволяют пожать человеку руку или поцеловать ребенка, но они могут предложить аналог таких действий. Растут digital-возможности, и повышаются требования избирателей к кандидатам, которые теперь должны использовать цифровые ресурсы для того, чтобы стать “близкими”,  “откликающимся” и в целом научиться обозначить свое место в пространстве», — отмечает Interbrand в «Политическом выпуске», посвященном выборам.

Социальные платформы стали главной площадкой для обмена новостями и мнениями в ходе этих выборов. Само за себя говорит то, что сообщение Обамы «Еще четыре года» с фотографий, где он на радостях обнимает свою супругу Мишель, получило больше всего ретвитов за всю историю Twitter (более 800 тыс. твитов) и более 4 млн. лайков на Facebook. «Представители Книги рекордов Гиннеса сообщают, что пост, добавленный после полуночи на официальной странице Обамы, получил больше лайков, чем любое другое сообщение, когда-либо появлявшееся на FB. Менее чем за 24 часа этот пост удвоил результаты предыдущего самого популярного поста (1 662 336 лайков), а также в четыре раза превысил рекорд предыдущего “самого залайканного поста за сутки”, который в свое время получил  588 243 лайков», — сообщает  www.latintimes.com. Facebook сегодня — это зеркало твоей популярности, поэтому неудивительно, что «всего лишь за три дня после того, как Ромни проиграл Обаме, его отфрендили более 50 тыс. пользователей», — сообщает Mashable. Сейчас FB-страница Ромни залайкана чуть более 12 миллионов раз, в то время как страница Обамы насчитывает более 33 миллионов подписчиков.

Фото: Фотография Барака и Мишель Обамы «Еще четыре года», twitter.com/BarackObama (нажмите для увеличения)

Digital-гиганты (в частности, социальные сети) стали очень мощной опорой для кандидатов, помогая развивать тему выборов в среде пользователей ПК, ноутбуков и мобильных устройств (а это почти все жители США) и информировать людей о ходе предвыборной кампании и выборов. Постепенно аудитория трансформируется в медиа, — пользователи сами по себе становятся источниками информации, усиливая промо-эффект своими комментариями, распространением мнений и влиянием на собственный круг общения.

В преддверии выборов Facebook представил интерактивную карту голосования, которая позволяла увидеть, сколько людей поделилось со своими друзьями сообщением «Сходил на выборы 2012» (разумеется, статистика была совершенно анонимной). Кроме того, чуть ранее Facebook вместе CNN запустили платформу Election Insights, которая в реальном времени показывала, сколько пользователей говорят о действующем президенте Бараке Обаме и его сопернике из партии республиканцев Митте Ромни, а также их потенциальных вице-президентах.

Видеосервис YouTube, который уже по традиции ведет трансляции основных мировых событий, запустил специальный канал YouTube Elections Hub, посвященный выборам, на котором освещались ключевые политические моменты до и во время выборов, а также дебаты между соперниками. В начале этого года социальная сеть Google+ стала платформой для трансляции диалогов Обамы и Ромни с народом — для их организации была использована функция Google+ «ВидеоВстречи».

Помимо того, что Twitter стал отличной платформой для обсуждений, он также стал виртуальным «контейнером» избирательских мнений, руководствуясь которыми можно было сделать предположение относительно результата выборов. Если сервис микроблогов может «предсказывать» бокс-офисы, то почему бы не попробовать сделать примерно то же самое с выборами? Guardian представил визуальную презентацию исследования, которое «было проведено для того, чтобы показать, насколько горячо пользователи Twitter обсуждают кандидатов на пост президента — выводы сделаны на основе упоминаний их имен в твитах».

Фото: Скриншот интерактивной инфографики Guardian о президентских выборах в США, www.guardian.co.uk (нажмите для увеличения)

Роль Instagram в предвыборной кампании была гораздо скромнее, чем у Facebook и Twitter, но, тем не менее, эта платформа также была крайне востребована в день голосования — в частности, 6 ноября на Instagram появилось более 680 тыс. фотографий с хэштегом «голосуй» (vote). «Количество фотографий с тегом  “выборы” (election) или вариациями на тему этого слова равнялось 250 тысячам. Также было подсчитано, что инстаграмных фото с тегом #obama было 1,27 миллиона, в то время как снимков с тегом #romney — всего лишь 260 700», — сообщает ресурс www.digitaltrends.com. Что касается Pinterest, там лагерь Обамы был на порядок более крепким, чем лагерь Ромни — все подробности в инфографике Сuralate.

Помимо собственных страниц в социальных сетях, кандидаты также запустили приложения, которые давали их сторонникам возможность узнавать больше о новостях партий и успехах кампаний в «живом» режиме.

Поддержка знаменитостей

Звезды спорта, музыки и кино всегда имели особое влияние на умы потребителей, и зная эту прописную истину, команды Обамы и Ромни пригласили в свою группу поддержки немало известных лиц. Некоторые знаменитости агитировали за «своего» кандидата, а некоторые просто убеждали народ в важности высокой явки. К примеру, Леонардо ДиКаприо и Тоби Магуайр придумали и запустили «непартийный» проект Vote4Stuff, призывая американцев не полениться и проголосовать на выборах. В ролике, который был снят в поддержку движения, снялись Джона Хилл, Джозеф Гордон-Левитт, Зак Эфрон, Бенисио дель Торо, Эдвард Нортон, Эллен ДеДженерес, Селена Гомес, Сара Сильверман и Аманда Сейфрид.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=P6jyTDhreP0[/youtube]

В начале 2012 года команда Барака Обамы выпустила 17-минутный документальный фильм «Дорога, по которой мы прошли» (The Road We’ve Travelled), озвученный Томом Хэнксом — этот голливудский актер был одним из первых, кто заявил о своей поддержке партии демократов. Среди других знаменитостей, которые поддержали Обаму, были Джордж Клуни, Мадонна, Бейонсе, Стивен Спилберг, Кэти Перри, Уоррен Баффет, Хью Хефнер и многие другие. В республиканском лагере Митта Ромни в свою очередь оказались среди прочих Кид Рок, Дональд Трамп, Линдсей Лохан, Сильвестр Сталлоне, Синди Кроуфорд и Клинт Иствуд. В июне Forbes опубликовал статью с названием «За Ромни — миллионеры, за Обаму — Голливуд».

Поддержка брендов

Фактически, кандидаты в президенты похожи на потребительские бренды, и их кампании имеют немало общего с продвижениями, которые обычно помогают торговым маркам понравиться покупателю. В ходе этих выборов, бренды не поддерживали ни одного из кандидатов персонально, они просто разогревали внимание публики, пользуясь своими маркетинговыми методами, и пытались предсказать результат выборов по потребительским предпочтениям.

В частности, сеть небольших магазинов 7 Eleven в США предложила своим покупателям на выбор два варианта дизайна бумажных кофейных стаканчиков — красный «Обама» и синий «Ромни». Основываясь на своих политических предпочтениях, покупатель выбирал цвет стаканчика, становясь таким образом «кофейным амбассадором» того или иного кандидата как минимум на 10 «кофейных» минут. По результатам этих «выборов», победу одержал Обама — 51% против 49%. Американский косметический спа-бренд Bliss предложил тем, кто сделал на его сайте покупку на $50 и выше, выбрать себе подарок — апельсиновый лосьон для тела  «“O” Bama» или же мятный лосьон для тела  «“Mint” Romney». Каждый выбор засчитывался как голос в пользу одного из кандидатов — в результате Обама набрал 54%, а Ромни досталось 46% голосов (возможно, просто большей части покупателей апельсин нравится больше мяты).

Фото: Скриншот «выборной» страницы сайта 7-11, www.7-eleven.com/7-Election (нажмите для увеличения)

Были и другие способы определить пристрастия народа — так, Cheetos предложил свои поклонникам выбрать, портрет какого из лидеров, Обамы или Ромни, им нравится больше (картины были сделаны из более чем 2 тыс. оранжевых «чипсинок»). Опрос проводился в Facebook приложении «Vote 4 the Big Cheese», и там снова-таки победил Обама (57%). Более подробный обзор брендовых «президентских» кампаний можно найти у CreativityOnline. Все эти маркетинговые инициативы, созданные не столько для поддержки выборов, сколько для рекламы брендов, предсказали победу Обамы — возможно, несмотря на шуточность этих затей, что-то в такой форме анализа общественного мнения все-таки есть.

Пожалуй, дипломатичнее всех в семье брендов поступил Nike — марка выпустила особый пак, приуроченный к выборам. «Президентская» пара Air Jordan 1 соединила в себе символы обеих партий: на стельке одного из кроссовок можно увидеть слона, а на стельке другого — осла. В свою очередь самой нетолерантной, но вместе с тем, ясно отражающей настроения народа стала кампания Gum Election, которая не имела отношения ни к одному из брендов. Ее организаторы предложили избирателем проголосовать жевательной резинкой — просто-напросто прикрепить пожеванный ими комочек к портрету того кандидата, который им менее всего симпатичен. Распечатанные портреты Ромни и Обамы (два на одном листе) были расклеены по всей стране и за ее пределами. Идея Gum Election — голосования против той или иной позиции с помощью жевательной резинки — существует уже не первый год (в частности, она уже была использована на прошлых президентских выборах в 2008).

Фото: Кроссовки Nike Air Jordan 1 «День выборов», www.sneakernews.com (нажмите для увеличения)

Разумеется, ни социальные медиа, ни звезды или бренды не в состоянии принести тому или иному претенденту на пост президента победу на выборах. Но они помогают народу лучше узнать кандидатов. Во времена выборов 2008 году Facebook и Twitter только наращивали обороты, а Pinterest, Instagram и iPad разве что были в проекте. С тех пор технологии сделали огромный скачок вперед, преобразовав цифровые медиа — изменились и выборные кампании, как минимум, с точки зрения техники продвижения. Попробуйте представить, какими станут выборы Президента США в 2016 году с учетом нарастающих темпов диджитализации и повальной информационной мобилизации. И интересно, будет ли опыт избирательной кампании в Штатах учтен в других странах? Или в реалиях другого государства все это не сработает?

POPSOP