Какими будут медиа будущего и умрет ли редакционная журналистика

— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь, мальчик?

— Зялтом.

 Мой знакомый Славик считает себя журналистом. Точнее — рупором эпохи. У него есть страничка на Facebook, поэтому, конечно, Славик — рупор, без вопросов. На страничку Славика подписаны 2674 человека, которые рупор этот читают и живо реагируют на почти каждое слово Славика: дворник Славикову машину метлой помял — понабирали в дворники по объявлению, наказать городские власти! Ааааа, это он от машины Славиковой эвакуатор отгонял — распоясались дармоеды на эвакуаторах, наказать городские власти! Славик ощущает себя важным и нужным, правдорубом и Данко. У него есть свое нано-СМИ, которое Славик мечтает дорастить до микро-СМИ, а затем стать блогером-стотысячником и начать монетизацию своего СМИ, и быть как Зялт. А газет Славик не читает и радио не слушает. Он сам себе пресса. Бейджик напечатал и заламинировал — не возразишь.

СМИ нынешнего начинаются c зависания в соцсетях во время утреннего туалета, а завершаются тогда, когда сонный полуночный палец, промахиваясь, пытается поставить финальный лайк незнакомому, но такому родному френду. Эта иллюзорная близость читателя и писателя есть первая отличительная черта «новых СМИ». Не лайкнуть неловко — вдруг писатель обидится. А теперь телепортируйтесь лет на 30 назад и представьте, что вы не кладете газету «Правда» в туалет не по соображениям здоровья, а потому что расстроится СМИ, оскорбится и вообще вас «расфрендит»…

Особенность номер два. Мы все стали людьми, «пишущими письма на радио», хотя сами этого не замечаем. Ощущение того, что наши комментарии не просто слышимы, но и значимы, безусловно, дает свои плоды, провоцируя на многословие по любому вопросу. Бесконечные флуды, перерастающие в холивары, не только отнимают время, но и — без шуток — сжигают нервы. Люди всерьез исходят на бисер в офисных курилках, переживая нелестные реплики абсолютно чужих людей.

Это казалось бы совершенным абсурдом, если бы не встречалось так часто.

Третье. Сделаться медийной персоной и каким-никаким лидером мнений становится все проще. По большому счету, достаточно начать репостить на своей странице новости и заметки других блогеров или СМИ, вызывающих неоднозначную реакцию. Затем, постепенно набирая подписчиков, пытаться высказываться самому и наблюдать, как лояльная уже аудитория в свою очередь репостит ваши высказывания, и летят оне по «интернетам» аки воробей, который #вылетитнепоймаешь. А ЦА на всякий голос найдется, поверьте. Она всегда находится.

Ну и наконец, четвертое: сам принцип потребления информации изменился так, словно все мы перешли на дробное питание и едим мелкими порциями, но постоянно. Читать длинные тексты не имеет смысла — вот кто дошел до этого, 373-го слова заметки? С первых строк становится понятна фабула, а короткие комментарии уже прочитавших под телом статьи позволяют наскоро сформировать собственное мнение и тиражировать его во всех удобных каналах коммуникации.

Прибавьте к этой юзерогенерящейся вакханалии то, что практически вся пресса, живущая в оффлайне, создала свои онлайн-зеркала, и станет ясно: у каждого из нас есть возможность сформировать средство массовой информации для личного потребления. И СМИ это будет персонифицировано так, что лучшие портные позавидуют.

В рамках одной новостной ленты в соцсети мы можем получать информацию практически во всех желаемых нами форматах — текст, аудио, видео — из всех интересных нам источников. Даже реклама не особенно утомляет, ибо кастомизируется она все лучше, подходит нам все больше, да, и правда, пора поменять шампунь на шампунь и купить билет в дауншифтинг, не отрываясь от айпэда.

Но… Inter anna silent Musae. Поэтому, задумываясь о том, вымрут ли СМИ в том виде, в котором их привыкли видеть наши мамы и папы, я, скорее всего, отвечу «нет». Ибо, устав от инфошума, мы снова начнем искать молчащих муз и будем стараться услышать их мысли. Станем меньше высказываться без особой надобности и листать, а не пролистывать, чужие суждения. Будем отдавать предпочтение аналитике и опыту Баунова, а не выкрикам безликой френд-массы. Заново научимся читать и получать удовольствие не от количества, а от качества информации.

Об авторе

Yulia Zykina_Communica_photo

Юлия Зыкина — директор стратегического департамента PR агентства Comunica.

Юлия возглавляет сформированный в 2013 году департамент стратегического планирования и SMM агентства Comunica. Сотрудники департамента —  аналитики и специалисты по коммуникациям в интернете.

Юлия работает в области маркетинговых коммуникаций с 1999 года, в агентстве Comunica —  с 2013 года. До перехода в агентство занималась запуском в России бренда My Space, отвечала за интернет-коммуникации и инфотеймент-услуги бренда «Билайн», возглавляла контент-департамент РОЛ. В Comunica отвечает за разработку и реализацию коммуникационных стратегий и представление клиентов в digital-сфере.

POPSOP