Банк решений: стратегии продвижения баров и ресторанов. Спецвыпуск

Метавселенная до сих пор является большой загадкой для многих. Вместе тем, некоторые сети ресторанов начинают осознавать ее потенциал. Они регистрируют товарные знаки и открывают подразделения в виртуальном мире. В этом выпуске разбираем, как технологии WEB 3.0, криптовалюты, NFT и блокчейн влияют на продвижение точек общепита и пытаемся ответить на вопрос «Зачем ресторанам метавселенная?».

Если вы пропустили первый и второй выпуск.

«Недовселенная»

Метавселенная — игровая площадка Интернета 3.0, за которой часто сразу же следуют такие модные словечки, как Web3, криптовалюта, NFT и блокчейн. Иногда кажется, что это цифровая вселенная Шредингера: она одновременно существует и не существует.

Для подростка метавселенная — это просто виртуальная платформа, где они могут играть в онлайн-игры и встречаться со своими друзьями виртуально, используя такие программы, как Roblox. Для поклонника научной фантастики — это начало полуантиутопического будущего, в котором люди проводят больше времени с пристегнутыми наушниками, убегая во вселенную виртуальной реальности, чем решая насущные проблемы «реального мира».

Для специалистов по маркетингу метавселенная представляет собой возможность вывести присутствие своего бренда в социальных сетях на совершенно новый цифровой трехмерный уровень.

Казалось бы, сомнительная выгода. Однако, давайте посмотрим на имеющийся положительный опыт игроков HoReCa. Большая часть ресторанной индустрии уже готова погрузиться в то, чем может стать метавселенная.  McDonald’s, Burger King, Panera Bread, Wingstop, Yum Brands и Inspire Brands, подали заявки на регистрацию товарных знаков в метавселенной, а рестораны Wendy’s и Chipotle уже работают в виртуальной вселенной.

Кажется, все просто ждут, когда эта новомодная тенденция переключится с, в основном гипотетического, на наш повседневный интернет-опыт. Но это не так.

1. Первый в мире ресторан-NFT

Если последний год вы не провели на необитаемом острове, то наверняка сталкивались с понятием NFT. Об NFT-предметах искусства трубят на каждом шагу, а сами NFT-токены способны принести своим владельцам миллионы.

NFT-токен с первым твитом в истории Твиттера, сделанным основателем компании Джеком Дорси, был продан почти за 3 млн евро, а jpg-изображение The First 5000 Days — коллаж из 5000 тысяч картин художника Beeple, был продан почти за $70 млн. И это еще не самые рекордные расценки!

Кажущиеся невероятными цены объясняются огромным спросом на цифровые товары, который, кстати, появился задолго до появления самой технологии NFT. До появления в 2017 году невзаимозаменяемых Non-fungible token (так расшифровывается аббревиатура NFT), геймеры покупали скины в CS:GO, Dota 2 и множестве других игр. Причем стоимость таких скинов частенько выражалась в совсем не символических цифрах.

«The First 5000 Days» художника Beeple

Сегодня инвестируют в NFT не только энтузиасты-техногики, но и вполне себе уважаемые финансовые структуры [хотя и не распространяются об этом открыто]. И, даже несмотря на некоторую неразбериху с госрегулированием криптовалют в разных странах, предприятия индустрии общественного питания.

Например, в феврале прошлого года Lunchbox объявила об аукционе на цифровом криптомаркетплейсе OpenSea, который, по утверждению компании, является первым в мире рестораном NFT. В данном случае была представлена цифровая анимация ресторана быстрого питания.

Ресторан NFT был продан партнеру Lunchbox, сети ресторанов Bareburger (в которой основатель Lunchbox Набиэль Аламгир начал свою карьеру в ресторанной индустрии) за нераскрытую сумму. По инсайдерской информации покупатель заплатил 35 Ether (Эфир – криптовалюта сети Etherium), что по курсу на начало 2023 года могло составить около $45 тысяч.

Для Lunchbox это первый опыт в метавселенной. Но останавливаться в этом направлении в компании не планируют. В одном из интервью Аламгир сказал, что ведет переговоры с несколькими клиентами Lunchbox об инновационных способах погружения гостей в виртуальный мир, чтобы «вывести цифровой заказ на новый уровень».

Вся прибыль от продажи NFT-ресторана была направлена на благотворительность для поддержки маргинальных предпринимателей.

Новый владелец Bareburger «встроил» анимация цифрового ресторана с виртуальными киосками в свой VR-портфель виртуальных ресторанов, в котором уже был цифровой куриный бренд Naked Bird.

2. VCR Group запускает клубное NFT членство в ресторане

Flyfish Club – известная концепция, вдохновленная морепродуктами. Ее создали нью-йоркская VCR Group, основанная серийным предпринимателем Гари Вайнерчуком с ветеранами ресторанной индустрии Дэвидом Родолицем, основателем и CEO Empellon Restaurant Group, Джошем Капоном из Lure Fishbar и исполнительным вице-президентом по операциям NoHo Hospitality Конор Хэнлон.

Flyfish Club будет функционировать как частный обеденный клуб с культовым видом на город, где членство приобретается на блокчейне в качестве жетона NFT, с использованием криптовалюты Ethereum. Токены могут быть сданы в аренду или перепроданы на криптобирже Opensea.io.

В январе прошлого года 1151 токенов для членства было распроданы в течение первых нескольких часов. Еще 1534 токена были зарезервированы, по данным сайта компании.

Потенциальным участникам были предложены два типа членства: пожизненное членство в Flyfish Club (дает пользователю доступ ко всему буфету и коктейль-лаунджу) за 2,5 Эфира (примерно $7900). По факту токен торговался за 3,9 Эфира (или около $12 528).

Вторым более дорогим вариантом является членство в Omakase, которое включает в себя доступ к комнате omakase с меню от неназванного всемирно известного шеф-повара сушиста. Его можно было приобрести первоначально за 4,25 Ether (около $13 485), но к концу дня он дошел до 7,4 Эфира (примерно $23 771).

NFT членство, однако, только дает владельцу только доступ. В самом ресторане площадью около 930 кв. м. (10 000 кв. футов), который откроется в 2023 году, участники будут платить за еду и напитки обычными деньгами, а не криптовалютой.

Основная идея организаторов этого проекта лояльности на блокчейне состоит в том, чтобы превратить само членство в актив, который потенциально может генерировать пассивный доход, если участники сдают в аренду свои NFT или получить инвестиционный доход, продав его по более высокой цене.

VCR Group управляет японским рестораном Ito в стиле омакасе, которым руководят Маса Ито и Кевин Ким. Пока неясно, будут ли сами Ито и Ким участвовать в Flyfish Club.

Прошлогодное падение котировок NFT было встречено как с энтузиазмом, так и с вопросами. «Что если #flyfishclub никогда не откроется? Что произойдет, если он откроется, а будет отстой? Рестораны в Нью-Йорке все время выходят из бизнеса,» – задавал в Twitter вопрос пользователь @GlennLaFaye.

3. Первое блюдо меню в метавселенной

Сеть ресторанов мексиканской кухни Chipotle Mexican Grill из Ньюпорт-Бич, штат Калифорния, в течение ограниченного времени в сентябре прошлого года предложила свой чесночный стейк Guajillo как в метавселенной, так и в реальном мире.

«Запуская Garlic Guajillo Steak в метавселенной, мы можем поделиться нашими кулинарными традициями и предложением настоящей еды с поколением Z», — сказал директор по маркетингу Chipotle Крис Брандт. — «Впервые наши поклонники могут открыть для себя наше последнее новшество в меню от шеф-повара с захватывающим опытом, сочетая в себе лучшее из цифрового и физического миров Chipotle».

Виртуальное блюдо доступно в заведениях Burrito Builder, открытыми Chipotle в метавселенной Roblox. Причем, в виртуальном мире можно было поучаствовать в его приготовлении.

Оказавшись в Burrito Builder, игроков встречал шеф-повар Невилл. Он предлагал выбрать фартук и «приготовить на гриле» столько стейков, сколько те успеют сделать, прежде чем истечет время игры. Затем пользователи соревноваться в нарезке как можно больше стейков на полоски. Наконец, повара-стажеры должны были смешивать заготовки с лаймом и кинзой, пока «индикатор выполнения» не наполнится.

После «успешного приготовления» чесночного стейка гуахильо пользователи могли виртуально попробовать новшество меню. Для этого предлагалась виртуальная культовая черная вилка Chipotle. Бренд даже обещал появление ауры вкуса, подчеркивающей все вкусовые характеристики новой позиции меню.

Надо сказать, что подобная попытка представляет собой первый раз, когда сеть казуальных игр представила реальный пункт меню на платформе Web3.

Пользователи Roblox, поучаствовавшие в виртуальной дегустации, могли отведать чесночный стейк в реальной жизни. Chipotle раздало 100 000 кодов для бесплатного получения новинки в любой из более чем 3000 точек сети по всей территории США. Это стало возможным для участников программы Chipotle Rewards в США и Канаде через приложение сети.

Найти свое место

Сегодня многие считают, что смена парадигмы в интернете уже идет полным ходом, а время метавселенной почти наступило. Сейчас мы вплотную подошли к тому самому «мета»-моменту, когда люди стали понимать, что такое метавселенная на самом деле, и должны ли они быть ее частью. На примерах мы убедились, что бренды общепита уже сориентировались на этом новом рубеже и даже разобрались, с чего начать.

Вообще, основная идея метавселенной несложна. Если по-простому: она включает в себя любое цифровое присутствие в интернет-пространстве, определяемое как устойчивое, иммерсивное, трехмерное и виртуальное, то есть происходящее не в физическом мире.

Метавселенная дает нам возможность развлекаться, работать, общаться или покупать просто для того, чтобы было еще интереснее. И оказывается вещи, которые мы приобретаем, могут быть как реальными так виртуальными.

Стоит добавить, что само название «метавселенная» не совсем точно отражает суть этого явления, поскольку подразумевает некий монолитный, внутренне взаимосвязанный и совместимый мир. Это не так. Каждый ресторан, который создает свою виртуальную реальность, делает это со своим доступом к членству, правами на монетизацию и форматами творческого самовыражения, поэтому бизнес-спецификации и технические характеристики могут сильно различаться.

Понятие метавселенной скорее передает общую идею множества этих индивидуальных миров и возможностей и заключает в себе признание того, что мы выходим в более наполненную и содержательную иммерсивную среду, чем когда-либо прежде.

Новые гости

Поскольку все больше ресторанных брендов делают ставку на метавселенную, для предприятий общественного питания есть хорошие новости. По данным совместного исследования компании Paytronix Systems Inc. (Ньютон, штат Массачусетс) и PYMNTS из Бостона, 20% посетителей ресторанов знакомы с метавселенной.

Опросы показывают, что молодые клиенты Поколения Z, которые будут задавать тон на многих рынках в ближайшие 15-25 лет (мы подробно рассказывали о специфике этой перспективной потребительской аудитории), с удовольствием будут иметь дело с новой платформой, особенно в покупках на вынос.

Около 18% посетителей ресторанов (средний возраст респондентов составлял 48 лет, 52% из них — женщины, а 36% зарабатывают более $100 000 в год) уже участвуют в метавселенной. 38% из тех, кто участвует — или заинтересован в них — были бы готовы интегрировать свои заказы из обычных ресторанов в виртуальную реальность.

Такие данные исследователи представили в отчете «Цифровой разрыв: технологии, метавселенная и будущее ресторанов».

Опрос отношения к тенденциям цифрового заказа еды и виртуальной реальности в контексте ресторана выявил:

  • 20% посетителей ресторанов знакомы с метавселенной
  • 34% миллениалов (в возрасте от 26 до 41 года, родившихся в период с 1981 по 1996 год) и 27% представителей поколения Z (в возрасте от 10 до 25 лет, родившихся в период с 1997 по 2012 год) уже участвовали в метавселенной
  • 40% респондентов из поколения Z сообщили, что они хорошо знакомы с метавселенной
  • 33% клиентов, которые предпочитают блюда на вынос, были очень хорошо знакомы с метавселенной, что более чем в два раза превышает долю клиентов, приходящих пообедать в рестораны
  • 21% заявивших, что они не заинтересованы в покупке еды в метавселенной, были либо незнакомы с ней, либо считали метавселенную слишком сложной.

Сегодня медиа-ландшафт крайне рассеян, что создает массовую борьбу за внимание. Бренды вынуждены бороться за места в поиске Google, в лентах соцсетей, на экранах мобильных телефонов. А если учесть, что из 8 миллиардов населения планеты в 2022 году уникальными пользователями смартфонов являлись более 5,34 миллиардов человек, 5 миллиардов используют интернет, а 4,7 миллиарда — активно пользуются социальными сетями, то метавселенная представляет собой следующее поле битвы.

Если вы готовы поделиться своими интересным опытом, необычными идеями или готовыми кейсами, напишите нам на почту.

POPSOP