Британские дизайнерские агентства в 2011: меньше денег, меньше творчества?

До сих пор переживая последствия глубокого экономического кризиса 2008 года, буквально каждый бизнес вынужден по мере своих сил справляться с финансовыми трудностями. Эта волна, разумеется, не обошла стороной и индустрию дизайна в Великобритании — и, как утверждают ее представители, за прошлый год ситуация в этой сфере еще более усугубилась  по сравнению с 2009 и 2010 годами.

Сейчас агентства стремятся сэкономить на зарплатах квалифицированных сотрудников, но сократив расходы на оплату творческого труда, они получают продукт более низкого качества, что рано или поздно приведет к деградации дизайна в стране, которая очень долго была одним из главных центров дизайнерской мысли в мире.

Почему так происходит, почему агентства делают выбор в пользу более экономных решений в ущерб качеству, и как на это реагируют сотрудники творческих бюро? Результаты опроса Design Industry Voices 2011, который был проведен тремя специализированными маркетринговыми и HR-агентствами Fairley & Associates, Gabriele Skelton и On Pointe Marketing, показывают, как небольшие агентства Британии выживают в современных посткризисных условиях.

Фото: Логотип Design Industry Voices, www.designindustryvoices.com

В опросе, который был проведен среди 496 респондентов (50% из них являются дизайнерами, 16,4% владельцами агентств,17,9% —директорами, и 6,8% — в управленческих командах), акцент был сделан на том, чтобы показать настроения дизайнерской прослойки, главной «творческой силы» любого проекта. Судя по результатам исследования, дизайнеры не очень довольны тем, как директора агентств и клиенты решают вопрос экономии средств. Цитаты респондентов, цифры и заключения по основным пунктам опроса можно найти здесь, а в этом материале мы свели их главные замечания в два ключевых вывода.

1. Клиенты хотят получать больше за меньшие деньги.

Это желание не ново, но в последнее время оно превалирует над другими и очень резко меняет отношения между работодателем и сотрудником в дизайнерской среде. Как значится в опросе, «больше, чем 4/5 респондентов соглашаются с утверждением, что клиенты хотят получить больше за меньшие деньги (84,5%), и что за последнее время бюджеты, которые заказчики выделяют на проекты, сократились (81,5%)». Выделяя меньшие суммы, они соответственно получают более скромный результат, потому что агентства вынуждены нанимать фрилансеров, которые ориентируются в проектах хуже, чем постоянные сотрудники, и которым требуется время, чтобы проникнуться стилем команды.

Или же ставят своих постоянных работников в стрессовые условия, требуя большей отдачи без увеличения зарплаты, что тоже не приводит к хорошему результату. «Это очень расхолаживает. Клиенты хотят, чтобы все делалось быстро и бесплатно. На творчество нет времени», — говорит один из опрошенных, дизайнер, менеджер, занимает текущую должность менее пяти лет, возраст 30-39.

Все больше и больше клиентов совсем не хотят платить за определенную часть работы, ожидая, что из-за высокой конкуренции в борьбе за заказ агентства должны пойти на уступки, в том числе и финансовые — и это вполне нормально. «Более чем две трети опрошенных считают, что “клиенты хотят, чтобы агентства делали больше бесплатной работы в рамках питчинга, стараясь понравится заказчику и в итоге получить проект”, и уверены, что “что процесс выбора исполнителя стал затягиваться” (53.9%)», — отмечается в обзоре.

При этом клиенты крайне неохотно соглашаются на рискованные творческие решения и предпочитают выбирать «безопасный путь» (так говорят 53,7% опрошенных), а ведь неординарные подходы смогли бы помочь им достигнуть своих бизнес-целей быстрее. «Процесс работы все больше и больше  “выхолащивается”, становится примитивным, предсказуемым, коммерческим, потому что клиенты бояться пробовать что-то новое. Они в некотором смысле оберегают потребителя от ярких впечатлений, не желая признавать, что ему могут прийти по вкусу смелые идеи», — отмечает другой респондент, дизайнер, возраст 30-39 лет, работает в агентстве менее пяти лет.

2. Агентства нанимают меньше постоянных сотрудников — главной творческой силой становятся фрилансеры и стажеры.

На сегодняшний день более половины (58,3%) сотрудников дизайнерских агентств собираются сменить место работы в ближайшие 12 месяцев (в 2010 году аналогичный показатель был равен 55,7%, а в 2009 — 38.4%). И деньги здесь не главная причина. Постоянные работники считают, что руководство не понимает их потребности и стремления, и разрыв между тем, как видят ситуацию работник и работодатель, с каждым годом только растет.

Так, к примеру, для 85,8% сотрудников очень важно, чтобы начальник «ценил их идеи и мнения», но только 36% руководителей справляются с этим «очень хорошо», и поэтому разрыв составляет -49,8 (в 2010 он составил -46,3%). Среди других важных моментов «вознаграждение за дополнительную работу» (73,4%/-58,9% и 47,8% в 2010) и «работа под управлением менеджеров, которые обладают хорошими лидерскими качествами» (76,2%/-53,1 и -47,8 в 2010).

На основе этого можно сказать, что в большинстве своем работники дизайн-индустрии в Великобритании не получают должного морального удовлетворения от своей работы, что в свою очередь негативно сказывается на продуктивности. И если для материальных бонусов нужны деньги, то проявлять лидерские качества можно даже в случае, если бюджет невелик.

«Многие клиенты часто требуют, чтобы многое делалось только так, как они хотят, даже если их мнение полностью расходится с мнением профессионала. Сейчас ведется очень много разговоров о размере оплаты и творческих силах, которые должны быть затрачены на проект, но мне кажется, что так много споров возникает именно потому, что нет должного понимания и уважения к специалистам.

Кажется, все уже и забыли, что клиенты на самом деле нанимают экспертов благодаря их навыкам, и если субъективное мнение заказчика ставится менеджерами во главу угла, может пострадать результат. Агентства очень стараются одновременно и удовлетворить пожелания заказчика, и заработать, в то время как главное, на что они должны ориентироваться, — это творчество. И очень просто потерять желание мыслить творчески, если клиент начинает вносить дилетантские замечания и правки.

Вдобавок к этому, сроки проекта ставятся крайне сжатые. Иногда их устанавливает сам клиент, или же просто его бриф  приходит с опозданием, а сроки сдачи при этом не меняются. Но нередко это обусловлено и внутренними факторами — ограниченным количеством ресурсов и напряженным графиком. Все это может негативно сказаться на творческой работе, от чего нередко проигрывает как клиент, так и проект», — признается один из респондентов, менеджер проектов, занимает текущую должность менее трех лет, возраст 30-39 лет.

Большинство опрошенных считают, что зачастую владельцы агентств воспринимают ситуацию в розовом свете и не чувствуют настроения своих сотрудников, что может быть очень опасно — непонимание того, что эти разрывы существуют и увеличиваются, может привести к серьезным последствиям для сферы дизайна в Британии. Меньше одной пятой опрошенных отметили, что их рабочая нагрузка адекватна, и руководство помогает им преодолеть стрессовые ситуации, возникающие в рабочем процессе.

Фрилансеры еще менее оптимистичны, чем постоянные сотрудники, и очень часто негативно оценивают производительность агентства, на которое они работают. И тем не менее, дизайнерские студии стремятся нанимать именно временных дизайнеров «под проект», а также и стажеров, которым и вовсе не нужно платить зарплату. Конечно, так дешевле, но действительно ли такой подход эффективен с точки зрения перспективы? Вряд ли, если учитывать качество — ведь так или иначе, временные сотрудники в отличие от постоянных не имеют возможности увидеть картину в целом, проникнуться стилем студии, изучить клиента (особенно если бюро работает с ним уже давно). В результате этого уровень исполнения не всегда высок.

«Традиционная бизнес-модель дизайнерского агентства больше не подходит для сегодняшних условий работы в данной сфере на британском рынке, поэтому когда клиенты указывают скромный бюджет, агентствам не остается ничего другого как только платить сотрудникам меньше или же нанимать фрилансеров. Я заметила, что сегодня новые агентства используют бизнес-модель, которая основывается на венчурных маркетинговых принципах, и позиционируют свои услуги совершенно по-новому», — отметила одна из опрошенных, женщина, работник отдела стратегического планирования, занимает должность в течение пяти или более лет, возраст 40-49 лет. Вдобавок к этому, опрошенные отмечают, что сегодняшняя рекрутинговая система также далеко не совершенна — некоторые их них считают, что многим работникам данной сферы не хватает профессионализма.

«Агентства выбирают старые подходы в управлении своими сотрудниками, с годами ничего не меняется. Нанимают молодых специалистов и дают им огромное количество работы, платя небольшие зарплаты. Опыт обесценился. И они не делают то, чему учат, формируя собственные бренды — в частности, не соблюдают принципы лидерства и собственной вовлеченности в процесс. Но, тем не менее, Великобритания обладает огромной базой талантливых творческих людей, просто нужно позволить им сосредоточить свои умения на ярких проектах для клиентов — это станет возможным, если в дизайн-индустрии Великобритании будет правильная атмосфера.

Как этого добиться? Начните прислушиваться к тому, что мы рекомендуем нашим клиентам. Начните приглашать профессионалов, которые смогут руководить творческими командами. Пусть работать будет интересно и весело, но дайте дизайн-индустрии повзрослеть, сейчас она напоминает просто шумного и не слишком аккуратного подростка», — отметил дизайнер, менеджер, фрилансер, возраст 40-49 лет.

Этот опрос показал, что в то время как бизнес понемногу восстанавливается после кризиса, дизайн-индустрия в Великобритании медленно, но уверенно теряет обороты. Как вырваться из этого круга? У страны есть все для того, чтобы снова радовать мир качественным продуктом и идти вперед, но для этого необходимо «топливо». Обычно, это деньги, но в условиях, когда их не очень много, можно использовать другие мотивационные рычаги. Руководителям агентств осталось подумать, что еще, кроме материального вознаграждения, они могут предложить своим работникам.

Автор: Анна Руденко, редактор Popsop, эксперт по маркетинговым коммуникациям, агентство BQB.

POPSOP