В январе этого года Amazon вызвал масштабный общественный резонанс, открыв в Сиэтле первый в мире магазин без продавцов и кассиров Amazon Go. Это первый офф-лайн магазин, в котором посетители могут просто брать товары с полок и уходить без необходимости стоять в очереди для оплаты товара. Мы оценили реакцию первых покупателей на «шопинг будущего».
Как это работает. Для того, чтобы совершить покупки в Amazon Go, необходимо скачать на телефон приложение компании, которое позволяет покупателям войти в магазин, приложив к турникету на входе смартфон с QR-кодом из приложения Amazon. Системы слежения определяют, какие именно товары были взяты с полок магазина, заносят данные на виртуальный чек, который будет автоматически оплачен покупателями на выходе.
Для наглядного представления о том, как легко и быстро совершать покупки в магазине будущего, компания разместила ролик на YouTube, который к сегодняшнему моменту собрал более 11 миллионов просмотров:
Реакцию покупателей Amazon Go, испытавших на себе влияние технологий будущего, не пришлось долго ждать. Некоторые пользователи YouTube выкладывают свои видео, в которых делятся впечатлениями от магазина без очередей.
Одно из таких видео всего за неделю после его опубликования собрало около 400 тысяч просмотров. Ролик включил в себя небольшой обзор с описанием основных действий, которые совершают посетители в магазине нового формата. Судя по реакции пользователей YouTube, видеообзор пришелся по душе (82% отметок «нравится»).
Пользователи YouTube поддержали идею создания «магазинов без очередей» и оставили положительные комментарии под этим видео в поддержку их дальнейшего развития:
«Я думаю, это будет работать, потому что люди ненавидят очереди в магазинах».
«Ну что ж, будущее уже приближается, и это круто».
«Замечательно, сэкономим время на покупках».
Однако, некоторые выразили свое опасение по этому поводу, предположив, что «они только и хотят знать наши потребительские предпочтения в деталях, для того, чтобы манипулировать нами, заставляя нас потреблять все больше и больше. Заявление “без очередей” — это только прикрытие. Будущее туманно, а “Черное зеркало” уже становится реальностью»:
Вышеупомянутое «Черное зеркало» стало не редкостью в комментариях под этим роликом:
«Неужели я сейчас смотрю очередной эпизод “Черного зеркала”»?
«Вот почему “Черное зеркало” существует».
«Я думаю, это способ правительства получить больший доступ к нашей жизни»
«Неужели только я считаю это пугающим? Имею в виду, что сотни камер следуют за тобой повсюду… Это все больше и больше напоминает антиутопию будущего, которую мы наблюдаем в таких фильмах как «Особое мнение», или в «Черном зеркале». Мне это совсем не нравится. Я предпочитаю ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ взаимодействие. Спасибо вам большое».
Необходимо небольшое пояснение. «Черное зеркало» — это британский телесериал, сквозная тема которого — влияние информационных технологий на человеческие отношения. Сериал повествует о том, куда, в конце концов, заведут нас технологии будущего и в какие сферы жизни могут проникнуть.
Выходит, находясь под впечатлением от «Черного зеркала», пользователи YouTube сравнивают вектор развития технологий, описанный в жанре научная фантастика, с технологиями сегодняшнего дня, которые имеют неплохой задел на существование в будущем.
Социальные сети также были переполнены смешными, а иногда и спорными комментариями в отношении магазина нового формата. Многие пользователи Facebook и Twitter разделяют стремление компании Amazon и находят их идею достойной того, чтобы она существовала в будущем и служила человечеству. Так, когда 21 января на официальной странице компании в Twitter появилась запись об открытии Amazon Go, ее положительно оценили, поставив более 7 тысяч лайков и сделав 3,7 тысячи репостов. В Facebook идею Amazon оценили более 4,5 тысяч человек, а более 1 тысячи пользователей сделали репосты записи с официальной страницы.
«Я думаю, это здорово. Мне нравится входить и выходить из магазина, не переживая по поводу очередей. Почему-то люди до сих пор расплачиваются деньгами из кошелька или выписывают чек».
Некоторые же высказывают удивление и не верят в то, что система будет работать безошибочно:
«А что если в магазине находятся сразу несколько посетителей? Как система определит, какой покупатель и что конкретно взял? Кажется, система может подумать, что это я взяла товар, который на самом деле был взят другим посетителем».
Другие же считают, что стоит обратить внимание не на саму концепцию нового формата, а на то, какие изменения она может за собой повлечь.
«Я огорчен видеть, что некоторые люди восхищаются этим. Какую проблему это решает для вас? Единственно хорошее — это то, что стоимости товаров в магазине будут ниже за счет более низких издержек на содержание такого магазина. Но супермаркеты в конечном итоге будут применять такие же технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными. Это приведет к тому, что многие рабочие профессии в сфере ритейла будут сокращены. Значит, менее образованные рабочие станут еще беднее».
Такие неоднозначные и достойные дальнейших размышлений ответные чувства проявила публика в отношении Amazon Go. Внедрение подобных технологий так или иначе заставляет задуматься о том, каким будет человечество в будущем.
Джефф Безос, основатель компании Amazon, как-то сказал:
«Мне очень часто задают вопрос: “Что изменится в последующие 10 лет?” — и это крайне интересный вопрос, хоть и очень общий. И меня почти никогда не спрашивали: “Что в следующие 10 лет останется неизменным?” И я уверяю вас, что второй вопрос на самом деле значительно более важен».