Главному коммунистистическому конкуренту кока-колы – восточногерманскому напитку Vita Cola – в мае 2008 стукнуло пятьдесят лет. Давно ушел в небытие коммунистический режим, однако самый популярный напиток бывшей ГДР по-прежнему продолжает пользоваться спросом.
Vita Cola была создана в ГДР в качестве альтернативы западным, «капиталистическим» брендам Coca-Cola и Pepsi. Презентация «коммунистической» колы состоялась в 1957 году (по другим данным – в 1954 году) как «шипучий лимонад со вкусом травы и фруктов». Рецептура, разработанная восточногерманскими учеными, содержала непривычный для того времени кофеин, а также витамин С. Поговаривают, что формула рецепта Vita Cola до сих пор держится в секрете – подобно таинственному ингредиенту Merchandise 7X, входящему в формулу Coca-Cola.
На прилавках гедеэровских магазинов Vita Cola дебютировала в 1958 году, и покупателям сразу понравился ее ярко выраженный лимонный вкус, при этом не такой сладкий, как у ее главных конкурентов – кока-колы и пепси. На пике своей популярности восточногерманскую колу производили более 200 заводов: как говорят знатоки, в ГДР не было такого места, где бы не выпускалась своя Vita Cola.
После объединения Германии в 1990 году культовый напиток, привыкший к монопольному существованию, был мгновенно задавлен конкурентами и практически исчез с прилавков магазинов. Он, скорее всего, просто канул бы в Лету, если бы не финансовая поддержка некоторых состоятельных выходцев из восточных земель. В 1994 компания Thuringer Waldquell Mineralbrunnen GmbH выкупила эксклюзивные права на торговую марку и стала вновь выпускать Vita, но уже в масштабах всей ФРГ. В соответствие с модными тенденциями рецепт напитка был немного подкорректирован, однако вкус в целом остался прежним – с легкой цитрусовой нотой. Естественно, не обошлось и без модернизации внешнего имиджа –нынешняя Vita Cola стала спонсором футбольного клуба Hansa Rostock.
Со временем Vita Cola потеснила лидеров продаж на рынке родной Тюрингии – ей принадлежит 40 процентов местного рынка (Coca-Cola – 30 процентов). Сейчас Vita с 14% рынка занимает второе место (после все той же Coca-Cola) среди безалкогольных брендов в бывших восточногерманских землях, а это ни много ни мало треть Германии. Некоторые эксперты рынка даже утверждают, что Vita-Cola сделалась второй любимой колой всех немецких земель вместе взятых – и восточных, и западных. И, естественно, в землях бывшей ГДР ее популярность, как и популярность других товаров с маркой «сделано в ГДР», только растет. Не в последнюю очередь это обусловлено остальгией – немцы скучают по «старым добрым» временам Восточной Германии.