Цивилизованное гуманистическое общество часто остро реагирует на рекламу, в которой содержится намек на ущемление прав человека. И если еще полвека назад темы сексизма и расизма широко эксплуатировались в рекламе, то сегодня брендам нужно быть предельно осторожными, чтобы не перегнуть палку. Мы выбрали 5 недавних примеров неосторожных кампаний, вызвавших бурную негативную реакцию в западном обществе.
Назад в 70-е: Coca-Cola Fairlife
Coca-Cola готовится запустить в этом месяце на американском рынке новый бренд под названием Fairlife. Это молоко, в котором, якобы, содержится на 50% больше кальция и протеина, чем в обычном. Для рекламы продукта Coca-Cola создала серию постеров, на которые тут же обрушилась волна негодования со стороны потребителей (постеры сперва появились в Twitter). Многие американцы сочли изображения девушек в стиле 70-х, на которых не надето ничего кроме молочного всплеска, оскорбительными и сексистскими. Пользователь соцсети Rebel Girl UK назвала кампанию «грязной сексистской рекламой из прошлого» и посоветовала Coca-Cola оставить 70-е в 70-х.
Фото: реклама Coca-Cola Fairlife
Coca-Cola уверена в том, что новый продукт будет пользоваться спросом и намерена продавать Fairlife в два раза дороже обычного молока. Подобной рекламой компания пытается донести до потребителя, что Fairlife — гораздо полезнее обычного молока, так как подвергается холодной фильтрации, благодаря чему в нем сохраняется больше протеина и кальция.
Фото: реклама Coca-Cola Fairlife
Подростковый сексизм: сериал «Красные браслеты»
В сентябре 2014 на лос-анджелесских автобусах появилась реклама сериала «Красные браслеты», которую обвинили в использовании «недопустимого языка». Дело в том, что на постере над каждым актером была надпись, описывающая его роль в сериале в двух словах». Над актрисой Октавией Спенсер было написано «страшная сука» (scary bitch), а над другими героями клички «коматозник» (coma boy), «подлая девчонка» (mean girl) и др. прозвища. По требованию Центральной транспортной администрации города рекламу изъяли с 200 автобусов, так как граждане могли «воспринять ее как сексистскую или расистскую».
Фото: постер сериала «Красные браслеты»
Чернокожие преступники: Mountain Dew
Принадлежащий PepsiCo бренд газировки (представленный в 200 странах) Mountain Dew, в прошлом году подвергся жесткой критике после выпуска ролика, который назвали «самой расистской рекламой, когда либо выпускавшейся». С обвинениями явно перегнули палку, так как в 60-е в Штатах выходила реклама с куда более нацистским уклоном (см. ниже). Забавно, что создал ролик (и еще два с участием той же козы) чернокожий по имени Tyler the Creator, а все черные преступники, снявшиеся в ролике — его друзья. Этот факт не помешал критикам обвинить Mountain Dew в нацистских мотивах и запретить рекламу для показа.
https://www.youtube.com/watch?v=JxcqseRTZjo
В этом году бренд допустил очередной ляп на тему расизма, развесив по Лондону баннеры с надписью “Do the Dew” (букв. «выпей Dew»). Дело в том, что слово “dew” отсылает к “jew” («еврей») и слоган приобретает скинхедовский оттенок (букв. «отделай еврея»).
SSD от Samsung для бизнесменов, азиатов и «блондинок»
В прошлом году Samsung выпустил не слишком остроумную рекламу SSD 840 EVO Series, которую, ко всему, обвинили в сексизме и расизме. В ролике три человека рассказывают о том, для чего они обычно используют компьютер. Домохозяйка говорит, что смотрит фотографии и помогает детям с домашним заданием, парень-азиат объясняет, что чаще всего делает домашние задания, играет в видеоигры и переносит файлы, тогда как белый мужчина в рубашке и галстуке заявляет, что использует компьютер для работы. Публику возмутило такое положение дел: женщина выставлена как глупая «блондинка», азиат производит впечатление игромана, и только белый мужчина занят серьезной работой.
Расистские пончики: Dunkin’ Donuts
Организация защиты прав человека Human Rights Watch потребовала от американского бренда пончиков Dunkin’ Donuts изъять рекламу новых шоколадных пончиков, созданную для тайского рынка, потому что в нем показана женщина с черной кожей и ярко-розовыми губами. Организация назвала ролик «странным и расистским» и заявила, что в США такая реклама немедленно вызвала бы массу негодования. В Таиланде потребители привыкли к использованию темы рас в рекламе, поэтому этот ролик был встречен спокойно. Глава Dunkin’ Donuts в Таиланде Надим Салхани (Nadim Salhani) возмутился такой реакции Human Rights Watch, назвав ее проявлением «параноидального американского мышления». Салхани добавил, что, благодаря ролику, за две недели продажи пончиков выросли почти на 50%. К слову, в рекламе снялась его дочь-подросток.
https://www.youtube.com/watch?v=7EOEk-RBLas
Для сравнения ниже публикуем американские рекламные постеры 50-60-хх годов.
Фото: «Почему твоя мама не помоет тебя Fairy?», реклама мыла Fairy
Фото: «Мы собираемся использовать Chlorinol и стать белыми ниггерами», реклама отбеливателя
Фото: «Любовь мягкая как младенец. Потому что невинность сексуальнее чем вы думаете», реклама Love Cosmetics