Тренды в ритейле 2021. Часть I

Весенний локдаун сильно повлиял на традиционный ритейл. В первую очередь пострадали такие сегменты, как электроника, DIY и непродовольственные товары FMCG. Наиболее радикальные прогнозы даже предрекали скорую агонию привычного нам до пандемии традиционного формата розничных магазинов. 

Ритейл’овые будни

Действительно, у современного ритейла много проблем. Но классический ритейл еще не ушел в прошлое, а онлайн пока не пришел ему на смену полностью. Сегодня ритейл сочетает в себе традиции классической розницы и активно внедряет digital решения, формируя своеобразный гибрид – phygital, – из ритейла физического и цифрового. 

Основная парадигма такого «объединения» в том, что эти два разных формата отныне неотделимы друг от друга. Цифровой опыт делает современный ритейл удобнее, комфортнее и интереснее, но люди по-прежнему продолжают приходить в магазины лично, чтобы выбрать продукты в «реальном» мире.

Инновации в розничной торговле в предстоящем году будут больше сосредоточены не столько на шумихе для СМИ, сколько на закулисных технологиях, нацеленных на безупречный бизнес, связанный с управлением запасами и цепочками поставок, и искусственным интеллектом, предназначенным для предвосхищения потребительского спроса и управлению клиентской лояльностью.

Рассказываем о трендах и стартапах, революционно меняющих привычную нам физическую розничную торговлю. Тизер: искусственный интеллект делает ритейл умнее, магазины открывают новый мир для покупок из необычных мест, а доставку товаров теперь осуществляют роботы.

Да, кому нужны кассы!

Открытый для покупателей в 2018 году (до этого 2 года магазин обслуживал только сотрудников компании, пока применяемые в нем технологии не были доведены до совершенства), ультрасовременный магазин Amazon Go показал, каким должен быть «магазин будущего». 

К 2021 года на территории США функционировало уже 26 торговых точек «без кассиров». Магазины сети работают в Сиэтле, Чикаго, Сан-Франциско и Нью-Йорке. Сейчас они уже стали обыденностью для горожан, хотя тестирование подобного формата Amazon начал ещё в 2016 году.

С тех пор тренд «ритейл без касс» шагнул далеко вперед, открыв перед операторами целый спектр различных форматов и, практически, бесконечные возможности для развития.

Наноcтор (NanoStore) – автоматизированный магазин от оператора AiFi из Санта-Клары, Калифорния. Полностью готовый «С-stores в контейнере» можно довольно оперативно разместить в местах сосредоточения большого потока потребительского трафика – в аэропортах и вокзалах, студенческих кампусах, автозаправках, спальных районах и др. 

Наноcтор AiFi требует минимального «вмешательства человека». За товарными запасами и оптимизацией выкладки на полках следит собственная программная платформа OASIS. Подобный параметр магазина позволяют организовать продажи в формате 24/7/365 без дополнительных накладных расходов. А что самое интересное – наностор AiFi может быть развернут даже временно, например, для обслуживания каких-либо праздников «на выезде». 

Разработанный с учетом простоты развертывания, он может быть упакован и легко доставлен по всему миру. В настоящее время наносторы AiFi развиваются совместно с партнерами в разных странах.

Среди таких примеров – наносторы Albert Heijn в амстердамском аэропорту Схипхол, а также автономные круглосуточные магазины в калифорнийском г. Кэмпбелл, или автономные наносторы в Шанхае (на фото).

В калифорнийском стартапе Zippin из Сан-Франциско также видят избавление от очередей и касс в создании полностью автономных магазинов. Для того, чтобы нужные продукты находились «в нужном месте в нужное время», в компании используют беспрецедентное программное обеспечение для отслеживания запасов и аналитики, разработанное на базе AI. 

На сегодняшний день автоматизированные магазины без касс Zippin работают в центре Golden 1 в Сан-Франциско (база баскетбольной команды Sacramento Kings), Бразилии (оператор Lojas Americanas SA развернул точки на базе решения Zipping по всей стране), Японии (сеть магазинов шаговой доступности Lawson) и России (один опытный магазин «Азбука-Вкуса» работает в Москве).

Автоматизация изнутри

Подобные форматы требуют беспрецедентных решений в сфере управления учетом и контролем товарных запасов. Сразу несколько стартапов предлагают свои революционные решения для игроков ритейла.

Например, стартап Pensa Systems из Остина, Техас, разработал крытый летающий беспилотник, который использует камеры для контроля товарных остатков на полке в режиме «живой видимости». 

До этого времени инвентаризация полок осуществлялась в ручном режиме, что приводило к увеличению трудозатрат обслуживающего персонала. Причем, у систем ручного сканирования с использованием приложений, которые появились на рынке в последние годы, сохранялся довольно высокий процент ошибки из-за «человеческого фактора». Вдобавок, пропускная способность контроля была ограничена скоростью работы товароведа, перемещавшегося вдоль полок в удобном для него темпе. 

Автоматизированные системы контроля дали розничным игрокам возможность оптимизировать оценку товарных запасов по технологии «данные как услуга» (DAAS) на рекордном уровне скорости и, одновременно, с высочайшим качеством инвентаризации. Pensa гарантирует точность оценки в 98% в онлайн режиме. 

Инновационное решение Relex Solutions предлагает розничным торговцам специализированное ПО для планирования товарных запасов на базе искусственного интеллекта. Внедрение программного решения Living Retail, направленного на минимизацию запасов и оптимизацию продаж по всем функциям ритейла, дает розничным продавцам рекордные 99% точности, а также, по заявлению компании, на 30% сокращает складские запасы и на 40% – потери от уценки неликвида.

Продукт Relex был по достоинству оценен профессионалами отрасли. Стартап стал победителем премии Retail System Awards-2019.

Значимость программных решений для аналитики и управлению большими данными в ритейле, переоценить сложно. Решения прогнозной аналитики позволяют закупщикам, мерчендайзерам и товароведам точнее оценивать объемы закупок товаров, оценивая полочный потенциал «в нужное время». Собирая информацию по всем каналам продаж и превращая большие данные в интеллектуальные данные, ритейлер лучше понимает приоритеты покупки каждого отдельного клиента по всему ассортименту торгового зала. 

На сегодняшний день ритейлерам доступно довольно много решений на рынке, закрывающих целый пласт аналитики функционала розничных сетей. 

Например, решение компании Trax из Сингапура, основанное на использовании компьютерного зрения. Разработчик предлагает широкий спектр услуг, помогающих розничным торговцам управлять своими магазинами (включая мониторинг выполнения заказов и отслеживание запасов). 

Облачным ПО Trax пользуются крупные бренды: Coca-Cola, Nestle, Unilever, P&G и Heineken, а также инновационные розничные продавцы, такие как Best Buy, Sam’s Club, Auchan и TJ Maxx. В 2019 году, стартап Trax приобрел ориентированный на розничную торговлю французский гигант по распознаванию изображений – компания Panorama.

Аналитическая платформа SKUPOS, основанная в 2016 году, ориентирует свой продукт на растущий сегмент небольших круглосуточных магазинов. Компания сотрудничает с 14 000 клиентами во всех 50 штатах – розничными точками, дистрибьюторами и брендами, предоставляя им аналитику продаж в режиме реального времени, прогнозы спроса и информацию о потребителях для персонализированных рекламных акций.

Технологии SKUPOS охватывают 70% мини-магазинов и независимых сетей США (независимые магазины и небольшие сети составляют почти 80% рынка Северной Америки) и способствуют росту выручки во всех сегментах индустрии розничной торговли с помощью технологий, соединяющих ритейл и бренды с покупателями. Платформа SKUPOS позволяет как розничным торговцам, так и брендам конкурировать за счет лучшего понимания и обслуживания своих клиентов.

Корзина с инновациями

Для тех торговых точек, которые не готовы внедрять полностью автономные магазины, тот же Amazon предлагает инновационную тележку для покупок Dash Cart. 

В новинке используется машинное обучение для товаров, помещенных в корзину, для чего тележка оснащается сенсорным экраном. Покупатели должны войти в систему с помощью QR-кода в приложении Amazon, прежде чем положить свои сумки в умную тележку. При выходе из магазина, датчики идентифицируют товары в корзине, а затем сумма покупки автоматически списывается с банковской карты, привязанной к учетной записи Amazon.

В своем вступительном видео Amazon рассказывает, что в Dash Cart используется комбинация алгоритмов компьютерного зрения и сканера штрих-кода. Система идентифицирует товары со штрих-кодом, когда они помещаются в тележку, а для товаров без штрих-кода используется сенсорный экран. Dash Cart работает почти как полностью самообслуживающее мобильное устройство, значительно ускоряя процесс покупки в супермаркете, пропуска этапа расчета на кассе. 

Amazon запустил Dash Cart в своем продуктовом магазине в Вудленд-Хиллз, в Калифорнии, в конце 2020 года.

Интерактивная лояльность

Технологию, основанную на аналитике больших данных, искусственном интеллекте и машинном обучении, Лаборатория информатики и искусственного интеллекта MIT назвала одной из 50 величайших инноваций, которые когда-либо создавались.

Обрабатывая огромные массивы big data при помощи искусственного интеллекта, ритейлеры и бренды пытаются избежать ситуаций, когда склады оказываются переполненными из-за неверной оценки потребительского спроса и, в следствие этого, затовариванием полок и последующей уценке товаров – проблеме №1 в ритейле.

В 2019 году аналитическая компании Coresight Research совместно разработчиком решений для аналитики розничной торговли компанией Celect, раскрыли данные стоимости «инвентарных ошибок», оценив размер убытков ритейлеров в отчете с символическим названием «Выявление скрытых затрат при плохом управлении запасами». Ежегодно непродовольственные магазины теряют из-за уценки неликвида астрономическую сумму – $300 млрд. Это эквивалентно 12% от общего объема продаж. В числе основных причин уценки участвовавшие в опросе респонденты называли ошибочные оценки необходимых запасов, что составляет более половины (53%) незапланированных затрат на уценку.

В августе 2019 года производитель спортивной одежды и обуви Nike приобрел платформу прогнозной аналитики Celect. Интегрированные в информационную систему Nike (кроме этого, в 2018 года Nike приобрела IT-компанию Zodiac, занимающуюся онлайн-анализом данных о потребителях) AI-решения Celect, помогут мировому лидеру четче прогнозировать поведение покупателей. Эксперты обратили внимание, что интерес мирового гиганта сместился с приобретения розничных компаний типа Converse и Hurley, на покупку IT-стартапов, позволяющих точнее управлять товарными запасами и предсказывать поведение потребителей.

Nike запросто можно отдать пальму первенства во внедрении новых розничных форматов. Лидер рынка одежного ритейла удачно «скрещивает» цифровые технологии с классическими магазинами, находясь в фарватере изменений мирового ритейла. Считается, что классический ритейл не настолько проворный в изобретении новых форматов. Поэтому к любым экспериментам в отрасли эксперты относятся с особым вниманием. Чего только стоит новый розничный концепт производителя – Nike Live.

Если совсем по-простому, Nike Live – это розничный магазин, предназначенный исключительно для членов клуба клиентов Nike, акцент сделан на коммуникации с потребителями через цифровые технологии, связь с покупателями поддерживается через мобильное приложение, а смена товаров, основанная на аналитике больших данных и оценке потребительского спроса, происходит каждые две недели. 

Первый экспериментальный концепт Nike Live открылся в 2019 году Лос-Анджелесе. Что он представляет изнутри:

  1. Максимально автоматизирован

Такие ходовые товары, как носки продаются исключительно через торговые автоматы. Кроме этого, навигация внутри магазина также оцифрована – покупатель в любое время может получить представление о наличии товаров в секции, наведя на камеру мобильного телефона на маркер, расположенный на стене.

  1. Информация о товарах в реальном времени


Стенды с кроссовками оборудованы электронными дисплеями, на которых представлена максимально полная информация о товаре. Товар заменяется каждые две недели, а информационная система немедленно обновляет информацию о новинках в мобильных приложениях Nike.

Nike Live еще больше вовлекает лояльных потребителей в процесс коммуникаций, предоставляя новый потребительский опыт. Омниканальное взаимодействие с потребителями через мобильное приложение «перетекает» в розницу, что позволяет предоставлять ещё больше привилегий лояльным покупателям, предлагая индивидуальные ценовые предложения, тем самым, ещё больше увеличивая клиентскую лояльность.

Продолжение. Часть II

POPSOP