В Португалии массовые забастовки сопровождаются антифашистскими песнопениями под дверями Национальной Ассамблеи. В Великобритании 2,62 миллионов человек — безработные. А поскольку в антикризисном фонде Еврозоны недостаточного денег, есть опасения, что долги Италии, которые превышают долги Греции, Португалии и Ирландии, могут «утопить» евро. Все это привело к шокирующему заявлению главы МВФ Кристин Лагард (Christine Lagarde) о том, что надвигается «потерянная декада», причем не только в Европе, а во всем мире. Но Лагард оптимистично призывает всех объединить усилия и действовать смело. Мы не сможем продолжать веси дела как раньше. Нам нужен новый способ действия, новая валюта для нового общества.
Из-за сложившейся невеселой ситуации или, может, из-за отсутствия выбора, появляется новое поколение предпринимателей и новаторов. Они понимают, что у традиционного трудоустройства и финансового инвестирования нет перспектив, поэтому они выработали свое собственное отношение к жизни. Необходимость, в конце концов, это колыбель инновации!
Делай как Джаггер
Адам Морган (Adam Morgan) из консультационного агентства eatbigfish недавно озвучил хороший метод для поколения, у которого нет выбора. Прочитав автобиографию Кита Ричардса «Жизнь», он назвал этот метод «делать как Джаггер». В книге Ричардс рассказывает о том, как родился неповторимый стиль Мика Джаггера. Когда Rolling Stones только начинали, они играли в очень маленьких заведениях, часто даже в номерах отелей, а к тому времени, когда аудитория уже была большая, у Джаггера места для выступления на сцене все равно было не больше чем метр на метр. Но, будучи фронтменом группы, которая собиралась достичь вершин, он научился работать даже на очень маленькой территории. Именно благодаря комбинации огромного желания и ограничения места, родился его уникальный, почти пантомимный стиль движения.
Морган говорит «меньшее ведет к большему», особенно когда «значительно меньший ресурс» совмещается с «очень большими амбициями».
Социальная инновация в сочетании с предпринимательством
Так как может дизайн посодействовать рождению нового вида валюты? Валюты, которая будет подходить поколению, у которого не осталось выбора. Помните, это поколение у которого мало чего есть, но оно верит в то, что «что посеешь, то и пожнешь» и в то, что когда разные люди объединяют усилия, случаются хорошие вещи. Например, голландский творческий дуэт Haas&Hahn’s решил провети арт-мероприятия «для народа» в Бразилии. Они представили это так: «объединиться с местным населением для того, чтобы использовать дизайн как способ вдохновения, создания красоты, борьбы с предрассудками и привлечения внимания». Результатом стали два граффити в районе Вила Крузейро, где находятся самые известные трущобы Рио. Работы прославились на весь мир и стали предметом гордости для местного населения и Рио-де-Жанейро.
В результате еще одного проекта в Санта Марте, 7000 м кв. трущоб превратилось в новый объект.
Photo: проект в Санта Марте
Бренды тоже ищут способы представлять новинки в социальном ключе. Производитель красок Dulux, как и ребята из бразильского проекта, верит в силу цвета. Программа «Давайте разукрасим» (‘Let’s Colour’) призвана «расцветить» серый здания и внести позитивные изменения в жизни людей по всему миру, от района Тауэр Гамлетс в Лондоне до 6го квартала в Южной Африке.
Photo: логотип «Let’s Colour»
Но, пожалуй, этот новый тип валюты наиболее важен, когда социальные инновации и предпринимательство объединяются, задействуя технологии. Взять хотя бы случай Airbnb, одну из историй успеха во времена «Великой Депрессии II». Как и движения Джаггера, идея возникла вследствие сочетания амбиции и необходимости. Основателям, тогда выпускникам школы дизайна Rhode Island, нечем было платить за квартиру, которую они снимали в Сан-Франциско. К счастью для них, в городе проходила международная конференция по дизайну, и все гостиницы были переполнены. Так у студентов возникла идея арендовать надувные кровати и обеспечивать людей завтраком у себя в квартире — отсюда и название Airbnb. Троица решила вложить заработанную в результате тысячу долларов в свой проект и изменить представление людей о комфортном путешествии. Сейчас это процветающий бизнес, который предлагает апартаменты на любой вкус — от частного сектора до личного острова в более чем 16,000 городов в 186 странах. Airbnb распахивает двери в уникальные уголки мира, чтобы люди могли открыть для себя аутентичную культуру, при этом давая возможность заработать местному населению.
Идея Airbnb проста, она использует технологии и сети для того, чтобы люди делились тем, что у них есть и чем они не пользуются с иностранцами. И эта идея объединения социальной инновации, предпринимательства и технологии развивается.
Photo: логотип Airbnb и апартаменты, которые они предлагают в аренду
Вот еще история Баруха Херцфельда (Baruch Herzfeld). В 2008 году у него украли велосипед, он зашел в Интернет, чтобы найти себе новый и обнаружил сайт полицейского аукциона, где можно было купить велосипед за $8. Недолго думая, он купил 500 штук и организовал у себя во дворе в Уильямсбурге (Вирджиния, США) Traif Bike Gesheft, что в переводе с идиш означает «некошерная велолавка», где занялся починкой, продажей и арендой велосипедов. Через свой бизнес Херцфельд не только делает велоспорт доступнее, но и наводит мосты между соседними хипстерами и обществом хасидов.
Инвестируйте в новую валюту — за ней будущее!
Российский венчурный капиталист Юрий Мильнер, который вместе с основателем Starbucks Говардом Шульцем (Howard Schultz) и основателем Amazon Джеффом Безосом (Jeff Bezos) поучаствовал в инвестиции в «Генеральную Ассамблею» (General Assembly или GA) в Нью-Йорке на сумму $4.5 миллионов, собирается сделать еще одну инвестицию в лондонскую организацию GA.
«Генеральная Ассамблея» была основана в январе 2011 в нью-йоркском лофте площадью 6096 кв. метров. Это не колледж и не вуз, это не обычное ремесленное училище. Это что-то новое, а именно кампус технологии, дизайна и предпринимательства и центр где учат как зарабатывать на стартапах.
Photo: основатели GA
Власть—людям.
Как в девизе агрокомпании Tate & Lyle «Из силы родилась сладость» (‘Out of the strong came forth sweetness’) приятно наблюдать за тем, как из экономического беспорядка рождается что-то хорошее. Наша способность изобретать и находить новые пути помогает людям в трудные времена и это замечательно. Это — канва новой валюты и наша надежда на будущее.
Логично завершить рассказ историей о платформе Kickstarter и историей успеха одного из ее участников. Чикагский дизайнер Скотт Уилсон (Scott Wilson) не смог убедить производителя выпустить его браслеты TikTok и LunaTik, которые превращают плеер iPod Nano в часы и поместил информацию об изобретении на платформе для поиска инвесторов. За месяц он побил все рекорды платформы и собрал почти $1 миллион от 13,500 инвесторов. Внезапно, на проект отозвались компании, в том числе Apple, которая сейчас уже выпускает эти браслеты. Очевидно, что настало время представителям поколения, у которого нет выбора, инвестировать в самих себя!
Photo: часы с Kickstarter
Об авторе
В Elmwood Грэг Тэйлор (Greg Taylor) работает на должности директора по бренду. Он — создатель и координатор фирменной концепции агентства под названием Step Change™ — стратегического инструмента для продвижения идей. Список клиентов компании в Великобритании включает: ASDA, Wal-Mart, Arla Foods, BBC, COI (Defra and DfT), Cable&Wireless, Comic Relief, Debbie & Andrew’s, Durex, Glasgow 2014 Commonwealth Games, McCain, и Met Office.