Мы наблюдаем настоящий взлет платформ машинного обучения. chatGPT и Midjourney прочат безоблачное будущее в самых разных плоскостях. Но искусственный интеллект давно и активно применяют для решения более сложных задач – создания успешных продуктов питания и напитков. Разбираем AI-будущее пищепрома.
Мечта производителей
Выпустить продукт-хит – мечта любого пищевого производства. Бренды активно осваивают новые технологии, держа руку на пульсе. А мы стараемся рассказывать вам о наиболее интересных находках лидеров мирового пищепрома в области перспективных разработок и НИОКР. Не обошли вниманием и перспективы AI.
Герой нашего сегодняшнего материала – новаторская платформа искусственного интеллекта и машинного обучения Gastrograph, претендующая на изменение самого способа производства продуктов в пищевой индустрии.
Разработки Gastrograph помогают предсказывать производителям пищевых продуктов и напитков, как заранее улучшать качество их продуктов, тем самым точнее удовлетворяя потребности своих потребителей. Решение компании используется брендами для определения оптимальной формулы продукта, оценки будущего качества, а также для определения оптимального маркетингового подхода при выводе новинки на рынок.
Принципы работы Gastrograph основаны на машинном обучении и анализе больших объемов данных. Система использует алгоритмы, которые позволяют обрабатывать информацию о составе продукта, его вкусовых и ароматических свойствах, а также о реакции людей на этот продукт.
Подобная информация используется для создания модели, способной предсказать, как вкус и аромат нового продукта будут восприниматься людьми. Но сервис не только позволяет производителям оптимизировать свой профиль вкуса и текстуры для целевого потребителя. Прорывом разработчиков можно считать подход, когда их разработка позволяет создавать полностью продуктовые профили, которые ранее производители для целевой потребительской демографии даже не рассматривали.
Вишенкой на торте можно считать и то, что Gastrograph помогает загодя предсказывать восприятие продукта разными группами потребителей, заранее прогнозируя потенциальные проблемы, способные возникнуть при продажах выпущенных на рынок новинок.
Подобный подход оказался крайне востребованным, поэтому кейсов применения искусственного интеллекта при производстве продуктов питания достаточно.
Будущее пищепрома
Нам кажется, что в пищевой промышленности будущее уже наступило. Так решения Gastrograph могут эффективно использоваться в различных отраслях пищевых продуктов и напитков, включая вино, пиво, кофе, чай и многие другие.
Виноделы, например, могут использовать Gastrograph для анализа вкусовых характеристик вина и определения, какие факторы влияют на его вкус и аромат. Производители кофе с помощью Gastrograph могут не только узнать анализ вкусовых характеристик кофе, но и определить оптимальный способ обжарки зерен. И это еще не все.
Gastrograph также может стать ключевым инструментом в борьбе с подделками и контрафактной продукцией. Анализ вкусовых характеристик позволяет определить подлинность продукта и выявить его поддельную копию.
Это особенно важно в тех индустриях, где продукты имеют высокую стоимость и находятся под риском подделки. Например, в производстве пива или редких чаев.
Не искусственное пиво
Опыт крафтовой пивоварни The Bruery – удачный пример эффективного использования Gastrograph. Вдохновившиеся бельгийскими сортами, братья Патрик и Майкл Рю, решили создать свой собственный уникальный бренд пива в Северной Америке. Основанная ими пивоварня в Плэйсенте (Калифорния) начала работать в 2008 году.
The Bruery специализируется на производстве крафтового пива ароматных и сложных сортов с высокой крепостью, которые могут храниться в течение многих лет. Компания выпускает широкий ассортимент пива, включая бельгийский эль, стауты, фруктовые ламбики, имперские стауты и другие.
Несмотря на то, что The Bruery пивоварня относительно молодая, она довольно быстро стала одним из наиболее узнаваемых брендов в мире крафтового пива в США и не только. Продукты ее производства были награждены множеством премий на различных конкурсах пивоварения.
Братья Рю продолжают экспериментировать с различными ингредиентами и процессами производства, поэтому решения Gastrograph для определения оптимальной формулы пива, учитывающей вкусовые предпочтения потребителей, оказались как нельзя кстати.
Используя Gastrograph, The Bruery сумела определить то самое оптимальное сочетание ингредиентов для создания уникальных и вкусных новых сортов пива, чтобы потрафить желаемому вкусу своих потребителей.
Созданные с помощью искусственного интеллекта новые сорта пива The Bruery пользуются необычной популярностью у любителей крафта и не только в США. Что позволило компании увеличить продажи на 17%. Наиболее популярные сорта компании Black Tuesday, Chocolate Rain, Tart of Darkness и Mischief. Попробуйте отличить, какие именно созданы искусственным интеллектом? В компании не сильно распространяются по этому поводу.
AI-чай
Еще одним удачным примером применения платформы Gastrograph можно считать опыт чайной компании The Tea Spot. С момента своего основания в 2004 году в Боулдере, штат Колорадо, The Tea Spot стала специализироваться на производстве и продаже высококачественного чая и фирменных чайных блендов с функциональной направленностью.
Основатель компании Мариянна Успенски создала чайный бизнес после того, как ей был поставлен диагноз рака. Начав употреблять чай в больших количествах для укрепления иммунитета и борьбы с тяжелым заболеванием, Успенски, в конце концов, победила рак. После чего она решила помочь другим людям бороться с этой болезнью, предлагая им концепцию чая, как здорового напитка.
Сегодня The Tea Spot производит широкий ассортимент чаев, включая зеленый, черный, белый, оолонг и лечебных травяных смесей. Миссия компании – превращать листовой чай в повседневную роскошь, чтобы потребители могли жить вдохновленной и здоровой жизнью.
Рынок чая непростой и довольно консервативный. Согласно отчету Global Tea Market Report, он оценивался в 2020 году примерно в $55 млрд. Ожидается, что он будет расти в вплоть до 2025 года. США являются одним из наиболее важных рынков для чая – страна занимает 3-е место в мире по потреблению этого напитка. Поэтому конкуренция на чайном рынке будет только увеличиваться.
The Tea Spot использует Gastrograph для определения оптимальной обработки чая, чтобы добиться наилучшего вкуса и аромата. С помощью AI-платформы чайная компания определила, какие параметры обработки чая могут улучшить его качество и сделать его более привлекательным для потребителей.
Результаты оказались крайне позитивными. Сегодня бренд The Tea Spot является одним из наиболее узнаваемых брендов в мире чая, потребители отмечают его сильный и богатый вкус. Поэтому ожидаемо, что продукция компании пользуется популярностью у любителей этого напитка. Бренд представлен в Whole Foods Market и Amazon. Кроме этого, компания поставляет свою продукцию в United Airlines и сеть гостиниц Marriott Hotels.
Чай The Tea Spot популярен не только в Северной Америке. The Tea Spot имеет несколько торговых партнеров рубежом, и планирует расширять свою территориальную экспансию.
Сенсорная база данных Gastrograph включает потребительские панели по всему миру (до 3500 человек каждая) и позволяет прогнозировать потребительские предпочтения с учетом региональных и демографических особенностей.
Искусственный интеллект – реальные преимущества
Разработчки Gastrograph – компания Analytical Flavor Systems заявляет, что их разработка имеет ряд преимуществ перед другими инструментами анализа вкуса, которыми маркетологи пользовались до этого.
Например, во-первых, Gastrograph является более точной и надежной системой, чем традиционные методы анализа вкуса, такие как дегустация. Во-вторых, Gastrograph может обрабатывать большие объемы данных и создавать более точные модели, которые могут быть применены в различных сложных отраслях промышленности.
И, наконец, в-третьих, Gastrograph предоставляет свои результаты крайне быстро, при крайне высокой точности прогнозов. Таким образом помогает аналитическая компания дает возможность производителям быстро принимать решения на основе данных. А это, в свою очередь, позволяет значительно сократить время для разработки новинок. В разы, что открывает большие перспективы для усиления конкуренции.
Так, например, Nestle SA с помощью искусственного интеллекта ускорила разработки своей продукции на 60%. По всем категориям средняя продолжительность проекта в Nestle сократилась с 33 до 12 месяцев. А некоторые проекты пищевого подразделения холдинга сократились до рекордных девяти месяцев и даже полугода – великолепное достижение!
С помощью искусственного интеллекта при планировании и разработке новинок, мировой лидер стал действовать даже быстрее, чем многие стартапы, что выгодно отразилось на всей операционной деятельности пищевого холдинга.
Такие платформы анализа вкусовых характеристик продуктов как Gastrograph не просто являются важным шагом в развитии технологий. Предоставляя компаниям возможность лучше понимать потребности и предпочтения потребителей, они вполне справляются с такими важными задачами, как улучшение качества выпускаемых продуктов и увеличение продаж. Пищевой сектор вдохновлен открывающимися видами на собственное будущее с помощью искусственного интеллекта.
Глобальные AI перспективы
Рынок анализа вкусовых характеристик продуктов является относительно новым, но динамично развивающимся сектором в пищевой промышленности. Продукты с высокой добавленной стоимостью, такие как вина, шоколад, кофе, алкогольные напитки, сыры, масла и другие, имеют наибольший спрос на анализ вкусовых характеристик.
Согласно отчету MarketsandMarkets, в 2020 году глобальный рынок анализа вкусовых характеристик продуктов с помощью искусственного интеллекта оценивался в $3,54 млрд. По оценкам этого отчета, в дальнейшем рынок будет расти с CAGR (среднегодовой темп роста) 4,9% от 2020 до 2025 года, достигнув $4,51 млрд к 2025 году.
Более позитивные прогнозы утверждают, что к 2026 году он вырастет до $12,8 млрд (CAGR 19,7% в период 2021-2026 годов.)
Ожидается, что ключевыми факторами, стимулирующими рост рынка, будут увеличение спроса на качественные продукты среди потребителей, рост внедрения новых технологий и методов анализа вкусовых характеристик продуктов, а также увеличение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью на рынке.
Также, в свете пандемии COVID-19 и повышенного интереса к здоровому образу жизни, ожидается рост спроса на продукты с низким содержанием сахара, соли и жира, что приведет к увеличению потребности в анализе вкусовых характеристик этих продуктов и разработке более здоровых вкусовых профилей.
Конкуренты
Кроме Gastrograph, пищепрому предоставляют инструменты для анализа вкусовых характеристик своих продуктов и другие компании.
Среди основных конкурентов – платформа FlavorWiki. Она также использует искусственный интеллект и машинное обучение для анализа вкусовых характеристик продуктов. Она предлагает свою платформу для анализа вкусовых профилей и сравнения продуктов с конкурентами, предоставляя своим клиентам доступ к базе данных с результатами анализа вкусовых характеристик различных продуктов.
Среди клиентов FlavorWiki такие крупные производители пищевых продуктов, как Coca-Cola, PepsiCo и Nestle.
IBM Watson от мирового лидера IBM пока что использует искусственный интеллект и машинное обучение в своих решениях в области здравоохранения и фармацевтики. И хотя компания не специализируется на анализе вкусовых характеристик продуктов, их собственная платформа позволяет перерабатывать большие объемы данных, выделять наиболее значимые характеристики, в том числе, и для пищевых производств, хотя и не сильно афишируя подобную экспертизу.
Эксперты утверждают, что в кулуарах IBM разработана система под названием «Chef Watson», которая использует искусственный интеллект для создания новых рецептов и сочетаний ингредиентов на основе вкусовых профилей.
Изредка в СМИ просачивается информация, что еще один разработчик – компания Insilico, чьей основной специализацией является AI-аналитика и машинное обучение в фармацевтической отрасли, также пробует себя в исследованиях и разработке новых продуктов питания на основе анализа вкусовых характеристик. Однаproко явно разработчик это не демонстрирует [но и не опровергает], сохраняя интригу.
Вкусное будущее
Потенциал создаваемого рынка AI-анализа вкусовых характеристик продуктов на ближайшие 10 лет, огромен. С увеличением спроса на качественные еду и напитки и повышенным интересом к здоровому образу жизни, компании, использующие искусственный интеллект и машинное обучение для анализа вкусовых характеристик продуктов, станут все более востребованными.
И пока есть спрос, стоит ожидать появления новых игроков. Да, не в ближайшее время. Но есть ощущение, что кулуарно над проблемой потребительской аналитики с помощью машинного обучения уже работают сразу несколько команд «с именем», стараясь сохранить свои наработки в секрете до поры до времени.
Но ведь и создателю Gastrograph AI – компании Analytical Flavor Systems, прежде чем запатентовать первую в мире платформу, способную помочь производителям продуктов питания и напитков принимать решения на основе вкусовых предпочтений потребителей, до этого потребовалось долгих 7 лет кропотливой работы под покровом недосказанности и скрытности.