Ньютон называл это «стоять на плечах у великана», Пабло Пикассо говорил, что хорошие художники копируют, а великие — крадут, но, пожалуй, американский режиссер Джим Джармуш обозначил это наиболее четко: «Оригиналов не существует. Крадите то, что вдохновляет вас или включает воображение…Но делайте это избирательно, крадите только то, что резонирует с вашей душой. Если вы будете это делать, ваша работа (и кража) будет аутентичной, подлинной. Подлинность бесценна, оригинальности нет».
Такой взгляд может показаться чересчур экстремальным, но мы, креативщики, довольно рано начинаем понимать, что оригинальности не существует, и самый удачный дизайн у тех агентств и брендов, которые «крадут». Конечно, откровенное воровство и адаптация не приветствуется, особенно в дизайне. Главным образом, из-за того, что воровство в мире дизайна часто путают с копированием. Но это две полярности, основанные на убеждении, что воровство, или если выразиться точнее, интеллектуальное заимствование (особенно у природы) — это эффективный и вдохновительный путь к святому Граалю маркетинга: инновации.
Заимствование идей у природы и приспосабливание их к дизайнерским головоломкам жизни — биомимикрия — не ново, и в наши дни некоторые крупные корпорации часто используют это. Они собирают биологов, промышленников, изобретателей и дизайнеров вместе для того, чтобы найти «свежий» подход к разработке нового продукта.
Фото: Японский поезд Шинкансен имитирует клюв зимородка
И очевидно почему. У биомимикрии убедительные перспективы: исследование лучших идей природы, имитирование и адаптация этих дизайнов с целью решения человеческих проблем. Эта концепция опирается на тот принцип, что за свою 3,8 млрд-летнюю историю, природа уже нашла решения для многих проблем, которые пытаемся решить мы. Основываясь на идеях и дизайне, эффективность которых доказана природой, биомимикрия способна стать большим источником вдохновения для тех, кто занят решением проблем, например, для дизайнеров. Примером может послужить продукция Velcro, которая напоминает колючки чертополоха и японский поезд Шинкансен, который похож на клюв зимородка. Компания Speedo делает спортивную одежду линии Fastskin по образу и подобию шкуры акулы.
Но, несмотря на очевидные преимущества для специалистов по брендингу и упаковке, биомимикрия остается «малопротоптанной» дорожкой. Мы должны отойти от нормы, быть другими, изобретать, и, в то же время, мы обращаемся к тем же старым источникам.
Для специалистов по брендингу и упаковке понятие заимствования у природы представляет бесконечный источник вдохновения. Для нас природа является скорее средством информирования нашего мышления, а не чем-то, чему можно подражать. По крайней мере, применение подхода биомимикрии апеллирует к человеческому чувству чего-то знакомого. Мы — существа привычки, и природа предлагает нам непревзойденный ориентир, естественный способ придания смысла вещам.
Фото: Картина Пита Мондриана «Композиция с красным, желтым и голубым»
Фото: линия L’Oreal’s Studio, вдохновленная Мондрианом
Бренды уже используют отправные точки для создания дизайна из разных источников — искусство, как в случае L’Oreal с линией продукции для волос Studio, упаковка которой вдохновлена Питом Мондрианом. ABSOLUT и Hendrick’s Gin прибегают к «медицинскому» дизайну — у них бутылки в стиле аптечных, тогда как Apple смежает категории: скрестив iPhone и Mac, компания выпустила iPad. Мы должны добавить природу в этот список. Великий дизайн и значимые бренды тесно связаны со специалистами, которые проявили любопытство, которые вдохновились новыми и необычными источниками, а не старыми.
Важно не пытаться вновь изобрести колесо, важно понимать существенную разницу между копированием и кражей в плане вдохновения, но еще более важно отметить тот факт, что основа, фундамент для всего уже существует. И нет ничего плохого в том, чтобы воспользоваться этим фундаментом и поставить на нем свою печать. И, как говорит Джармуш: «Не стоит скрывать факт кражи — отпразднуйте его, если захотите».
Об авторе
С мая 2011 Саймон Гор — Управляющий директором британского дизайн-агентства Holmes & Marchant в Лондоне, куда он пришел, оставив аналогичную должность в компании-конкуренте Lewis Moberly. До этого Саймон вел свой бизнес — агентство продуктового дизайна и инноваций Viability.
Общий опыт работы в дизайн-индустрии — более 25 лет.
Агентство Holmes & Marchant, основанное в 1967 году, входит в частную группу креативных и коммуникационных агентств MSQ Partners и также имеет партнерские офисы в Сингапуре, Мумбае и Шанхае. Клиенты агентства: Kraft Foods, Unilever, Freixenet, Keyline Brands and Pernod Ricard.